09.01.2024
Количество просмотров: 142
«НОЧЬ ТАИНСТВЕННАЯ ЭТА...»:
«О великая таинственная ночь! О светлое, торжественное утро! Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе, если перестану слышать те речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой душе верующей, – стало быть я забуду своё детство, свою жизнь и саму вечность…», – так о Рождестве писал русский правовед и государственный деятель Константин Победоносцев в издании «Праздники Господни» (1893).
На портале Президентской библиотеки в коллекции «Новый год и Рождество в России» можно ознакомиться с историей праздника.
В книге протоиерея Иоанна Бухарева «О праздниках православной церкви» (1807) собраны сведения о почитаемых днях православной церкви с приложением тропарей, картинками, русским переводом и с разъяснением обрядов и обычаев. В сборнике «Рождество Христово» (1900), изданном Московской синодальной типографией, опубликованы сказания, пояснения к ним, ноты и песнопения, посвящённые православному празднику.
«Праздник Рождества чествовался как восстановление рая на земле. Существовало поверье, что в рождественскую ночь цветёт иерихонская роза. Когда родился Христос – снег исчез, деревья украсились листьями и цветами, земля покрывалась ковром из трав», – читаем в историческом очерке искусствоведа Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1895).
В разделе «Художественные произведения» можно ознакомиться с малоизвестным стихотворением в прозе «Канун Рождества», написанным знаменитым юристом и литератором Анатолием Кони, рассказом священника Иоанна Галабутского «Рождественский сон» (1899), где главное христианское событие автор описывает языком, доступным детям.
В разделе коллекции «Торжественные слова» собраны раритетные издания разных лет, среди которых «Слово на рождество Христово, сказанное настоятелем Кронштадтского Андреевского собора протоиереем о. Иоанном Ильичём Сергиевым» (1896). В нём он говорит: «Обитатели земного шара по-прежнему мятутся от неведения Бога или от маловерия и безверия, от ересей и расколов и разных ложных сектантств, и от племенной ненависти друг к другу, от разных всегубительных страстей и пороков…». Проповедник призывает: «к миру в трудах добросовестных на свою и общественную пользу, миру в христианском просвещении умов и сердец, миру в христианской борьбе над различными страстями…».
Представляют интерес документы, собранные в разделе «Награждения в праздники». Это ведомости о назначении денежных наград к православным праздникам. Например, в «Деле Александро-Невской лавры за 1909 год» казначей Лавры архимандрит Гедеон просит Духовный собор Свято-Троицкой Александро-Невской лавры «выдать из лаврских церковной и экономической суммы денежную награду к празднику Рождества Христова в 1909 году». К рапорту прилагаются суммы выплат и длинный список, в котором: певчие хора, церковные звонари, сторожа, келейники, курьеры, повара, кучер, швейцар обер-прокурора Священного Синода, коридорные и другие лица.
«По всему земному шару распространилось учение Божественного Учителя, и везде эта святая ночь, ночь Рождества, пробудит в сердцах людей те дивные, полные любви и смирения заветы богочеловека, которые он завещал миру…», – так о празднике писали в 52-м номере литературно-художественного семейного журнала «Родина» от 26 декабря 1899 года. Там же можно прочесть строки: «Волны звуков, волны света!.. / В них отрадна и чиста / Ночь таинственная эта – / Ночь рождения Христа!».
В коллекцию «Новый год и Рождество в России» также вошли дореволюционные тематические календари и открытки с «Рождеством Христовым».
Первоисточник на Президентской библиотеке