25.11.2025
Количество просмотров: 17
В рамках реализации проекта «Исследование культурного наследия п. Луговской Ханты-Мансийского района» или «История одного села», библиотекарь Модельной библиотеки п. Луговской Елизавета Коткова пообщалась с жительницей поселка Кирпичный Верой Усачевой, которая на протяжении многих лет собирала и до сих пор собирает информацию, о поселке и ее жителях. Вера Александровна рассказала нам историю поселка Кирпичный сельского поселения Луговской Ханты-Мансийского района, о микротопонимах поселка, об исчезнувших деревнях вокруг Кирпичного.
Огромна и прекрасна наша Родина, но есть в ней такие места, где одно упоминание о них отзывается в душе благодатной радостью.
Ханты-Мансийский край… Край лесов, непроходимых болот, студёных рек издавна привлекал переселенцев, людей с открытой душой, бесстрашным сердцем, романтиков и путешественников.
Народ занимался промыслами, строил дома, возводил храмы. Их история говорит о суровых, трагических страницах жизни и в тоже время о светлых и чистых представлениях о мире справедливости и добра…
Топонимика многих районов нашей страны изучена уже довольно хорошо. В научных сборниках, популярных брошюрах и словарях можно найти объяснение многих названий. Как правило, это названия наиболее значимых объектов. Исследование Веры Александровны связано с маленьким сибирским посёлком Кирпичным с изучением названий села и так называемых микротопонимов: названий полей, урочищ, выгонов, улиц и «концов» населённых пунктов, колодцев и многих других объектов, известных лишь узкому кругу местных жителей.
Все эти названия представляют для науки интерес нисколько не меньший, чем названия крупных объектов, а в некоторых отношениях, когда близлежащие деревни уже перестали существовать, они имеют историческую ценность.
1. Микротопонимы поселка Кирпичный Ханты-Мансийского района.
Существующий перечень названий поселка нельзя считать исчерпывающим, так как он не содержит названий некоторых мелких деревень, которые перестали существовать в ХХ веке, и главное, он ничего не говорит о местных, бытующих среди населения названиях.
Сбор названий на местности – задача неотложная, так как многие местные названия забываются, селения или совсем исчезли с географической карты края, или сменили своё название, исчезают ранее существовавшие объекты.
Изучение местных географических терминов способствует более глубокому пониманию географических названий истории малой родины.
Началом работы был сбор фактического материала. Названия населённых пунктов были установлены в администрации сельского поселения Луговской. Все остальные названия были установлены в ходе бесед со старожилами поселений непосредственно на местности, так как никаких систематизированных списков названий населённых пунктов нигде не ведётся.
Информаторами были выбраны люди старшего поколения – коренные жители нашего края, посёлка, рыбаки и охотники, хорошо знающие свою местность. Для контроля правильности и полноты информации были записаны сведения от нескольких человек посёлка, приобщена переписка с людьми, которые жили долгое время и которые помнят, в честь кого назывались те или иные географические места села. В работу были включены названия и самых незначительных объектов: вырубленные леса, старые дороги, лога, бывшие селения, кладбища, священные места местных жителей - ханты и манси.
В исследовании помогли данные архивов городов: Ханты-Мансийска, Тобольска, Тюмени, подтверждающие, что на правобережье р. Обь, в устье рек Оби и Иртыша уже несколько веков назад были поселения, деревни, которые являются началом нашего сегодняшнего поселка Кирпичный.
Для достаточно точной характеристики того или иного местного названия необходимо было изучение специальной литературы, с которой можно познакомиться в фондах сельской и школьной библиотек, в читальном зале окружной библиотеке Югры.
Исследования, связанные с изучением названий посёлка Кирпичный.
Кирпичный самое обыкновенное село: больница, детский сад, школа, библиотека, клуб, магазины – всё точно такое же, как и в тысячах других русских сел. Этот маленький сибирский посёлок расположен на правобережье р. Обь, а точнее сказать, в месте слияния рек Оби и Иртыша.
Пустошь, деревня, село, слобода носили имена не только владельцев – лиц господствовавших классов того времени, но и имена лиц из крестьянской среды. Это были лица, имевшие особое значение для данного пункта поселения (первоначальный поселенец, выдающееся положение), или первоначальные владельцы участков земли с угодьями: Марьина щель, Митькинское и т.д.
Пункты могли получить имя по названию той работы, которая выполнялась владельцами пункта или его жителями: Кирзавод, Затон, Усть-Иртышский рейд.
Так принято связывать названия населённых пунктов с такими объектами, как:
1. Сторожевой пункт.
2. Острог (укрепление).
3. Город.
4. Погост.
5. Стан (место остановок князей наместников и других приказных людей).
6. Посад.
7. Слобода.
8. Место таможенного сбыта (мыто)
Погост, т.е. пункт –место сбора дани для уплаты дани представителям власти. Такие погосты существовали с первых веков русского государства. В таких пунктах происходила и торговля. К таким погостам относятся: Самарово (стоянка ямщиков, нынешний г. Ханты-Мансийск), Мансуровский или Обской городок (острог казаков –дневальщиков, следивших за торговым путём на реках Обь и Иртыш в 1584 -1589 году).
3. Посёлок Кирпичный и его названия.
Место для посёлка было выбрано не случайно. На берегу реки можно было заниматься рыбалкой; с севера посёлок закрывает гора – она не даёт холодным северным ветрам заморозить жителей села; спасительница-гора украшена лесными богатствами – грибами, кедровыми шишками, и не надо ехать за тридевять земель, чтобы сделать запасы на зиму.
Люди, которые основали посёлок, были очень умными людьми.
Первые данные, которые мы обнаружили в архиве г. Ханты-Мансийска, говорили о том, что в 16 веке на правобережье реки Оби было небольшое поселение рыбаков и охотников. Расположилось оно в местечке, именуемом местными жителями «Митькин лог». Селение было небольшое, оно состояло всего из нескольких юрт.
Ещё одно предположение дала нам археологическая экспедиция, организованная Уральским государственным университетом в 2003 году: в этом же месте в 1584 году казаки-ермаковцы под предводительством Мансурова построили крепость, чтобы пережить зиму. Крепость эту назвали Мансуровский или Обской городок. Просуществовала она до 1589 года, затем её сожгли по приказу русского царя, а казаки-годовальщики, нёсшие в ней службу, были переведены на строительство г. Сургут. Эта версия пока еще не получила своего подтверждения, но и до конца не опровергнута учёными-историками, поэтому она имеет право на существование.
Это название посёлка просуществовало до Великой Октябрьской революции, точнее до 1928 года. В окргосархиве г. Ханты-Мансийска есть документы подтверждающие, что такой посёлок существовал.
Более подробный материал о селе связан с приходом советской власти. В 1930 году немного в стороне от Митькинского строится «Лесосплавконтора Усть-Иртышского рейда». Именно со строительства лесосплавконторы, которая заготовляла лес и сплавляла его в сторону с. Троицы, и связано изменение названия посёлка. В лесосплавконторе работали, в основном, люди, ограниченные советской властью в передвижении.
Большинство их составляли осужденные. Для них были построены большие бараки, где женщины и мужчины жили раздельно. Их детей отправляли в Елизаровскую школу-интернат, так как школы в селе не было. Не было и больницы, клуба, библиотеки.
В эпоху переселения, связанную с раскулачиванием и ссылкой неблагонадёжных, посёлок вытянулся вдоль р.Обь.
Таким образом, посёлок располагался по берегу реки и у одного поселения оказалось несколько названий: местное население продолжало жить в селении Митькинское; осужденные за правонарушения работали и жили в хозяйстве лесосплавконторы «Усть-Иртышского рейда»; ссыльные и раскулаченные строили кирпичный завод, и их поселение именовалось Кирпичный. Впоследствии основным названием села стало - посёлок Кирпичный.
Ещё одно название получило наше село в эпоху становления судоходства в Сибири. На судоходных картах речников посёлок обозначился также, как и сегодня –Прииртышский. Откуда взялось это четвёртое название нашего села не знает никто, но именно с 60-десятых годов наш посёлок стал расти и расширяться.
4. Чьи имена носят улицы посёлка.
До 1984 года улицы посёлка не имели названий. Названия они получили после того, как Исаева Вера Васильевна собрала требующийся для этой процедуры материал и отправила их по назначению.
Вера Васильевна Исаева работала директором школы-сада п. Кирпичный. Она была уроженкой этого посёлка, долгое время занималась вопросом о едином, общепринятом названии посёлка, но те названия, которые у села были: Прииртышский, Усть-Иртышский, Обской – уже существовали на географической карте Тюменской области, и этот вопрос остался нерешённым. Зато ей удалось добиться того, что каждая улица нашего села получила своё название.
На партийном активе Усть-Иртышского СМУ, председателем которого был Бетнев Валерий Павлович, было принято решение дать улицам посёлка названия.
Так, Береговая – центральная улица стала носить имя братьев Дурицыных. Осенью 1941 года из многочисленной семьи Дурицыных на фронт ушло 5 сыновей и отец семейства – Дурицын Федор Сергеевич. Двое из сыновей и глава семьи погибли, защищая свою Родину, а трое сыновей вернулись в посёлок и приняли активное участие в его строительстве, в его послевоенном восстановлении. В нашем посёлке и сейчас живут их дети и внуки, это семьи Дурицына Виктора Фёдоровича, Урсу Веры Фёдоровны, Исаевой Ольги Фёдоровны, Дурицына Александра Фёдоровича.
Вторая улица посёлка стала носить имя выпускника нашей школы Юрия Ахметшина. В год, когда второй по протяжённости улице было присвоено имя Юрия Ахметшина, в посёлке жила его мама – Сабаева Анна Кузьминична. Она работала учителем математики в нашей школе. В 1955 году Юрий вместе с матерью приехал в п. Кирпичный. Шести лет он пошёл в школу в первый класс. В нашем посёлке школа была семилетка, и поэтому после 7-го класса он продолжил свою учёбу в п. Луговской, где жил в интернате для иногородних детей. Юра, как и другие его товарищи, в 18 лет принял присягу и стал солдатом. Его, как лучшего солдата-пограничника, отличника боевой и политической подготовки, отправили в школу сержантов. Спокойный и рассудительный, он не бросал слов на ветер. За образцовое несение службы по охране государственной границы СССР он был награждён значком «Отличный пограничник». Обыкновенный мальчика, из обыкновенной сельской школы выполнял свой гражданский долг нёс службу в Армии. Именно в это время на границе с Китаем, где нёс службу Юрий, было неспокойно. Он выполнил свой солдатский долг – закрыл своей грудью Родину. Посмертно Юрия Ахметшина наградили медалью «За отвагу». Медаль была вручена его маме – учителю нашей школы Анне Кузьминичне.
Так, в 19 лет на боевом посту погиб ученик нашей школы – Юрий Ахметшин, в 1984 году было принято решение назвать одну из улиц посёлка именем этого замечательного человека.
Третьей улице нашего посёлка было присвоено название «Комсомольская». 1984 год – это год расцвета посёлка. Население посёлка насчитывало более 1200 человек. Строились дома, общежития, кирпичный завод работал в три смены, велась большая вывозка леса и обработка его на лесопилораме, в столярном цехе. Люди в посёлок приезжали из разных уголков нашей Родины. В 1983 году по комсомольской путёвке в посёлок приехала целая рота демобилизовавшихся солдат. Они поселились в общежитии Усть-Иртышского СМУ и стали работать на производственных участках посёлка: на кирпичном заводе, на лесопилораме, в столярном цехе, в гараже СМУ, на стройках посёлка. При их участии были построены жилые дома по ул. Строителей, здание больницы, комплекс зданий детского сада, 2 общежития, магазин ОРСа и многое другое. Каждый 4-й житель нашего посёлка был комсомольского возраста, т.е. не старше 29 лет, и поэтому было принято решение назвать одну из улиц посёлка Комсомольской.
Остальные улицы нашего посёлка получили названия согласно опросу коренных жителей посёлка. Так появились улицы Луговая, Попова, Лесная.
5. Забытые деревни Кирзавода.
Почему исчезают деревни? Как так может быть, что целая деревня исчезла, перестала существовать? Ответом на этот вопрос занимаются учёные, историки и связывают это с разными «потому что». Основной причиной исчезновения целых деревень является то, что люди, в связи с развитием производства, переезжают в более крупные посёлки, где есть работа. Постепенно в деревнях остаются люди пожилого возраста, но и их тоже забирают дети, родственники, имеющие возможность содержать своих престарелых родителей. А те, кто остался совсем один, без родственников, заканчивают свой век в деревне, которая после смерти последнего её жителя тоже умирает. Возле нашего посёлка было несколько деревень, точное количество их мы ещё не определили, так как этот вопрос находится на стадии сбора материалов, рассказывающих о них. Но о некоторых деревеньках можно рассказать. Это деревни Митькино, Марьина щель, Затон, Юрты. В начале наших исследований мы обратились к старожилам нашего посёлка, от них мы получили первые сведения, которые потом стал подтверждать фактами: архивными выписками, документами администрации, воспоминаниями жителей этих деревень.
Деревня Митькино.
Эта деревня, а вернее сказать селение располагалось в местечке, именуемым сегодняшними жителями посёлка как Митькин лог. Это в сторону г. Ханты-Мансийска, на правобережье р. Обь. Селение было небольшое. Жили в нём рыбаки и охотники. Большая часть населения – это потомки казаков-ермаковцев и местное население. Они занимались тем, что ловили и перерабатывали рыбу, добывали пушного зверя, занимались заготовками дикоросов. Всё это они продавали в с. Самарово, ямщикам, которые перевозили грузы по Северному пути. Просуществовал этот посёлок до прихода на Север советской власти, т.е. до 1930 года. В 30-е годы началась эпоха переселения ссыльных, «врагов советской власти». Партийные органы с. Самарово на правобережье р. Обь, невдалеке от селения Митькинское организовали лагерь для ссыльных. Ссыльные строили кирпичный завод, открыли рыболовецкую артель «Прогресс», лесосплавконтору. Местное население селения Митькино постепенно перешло на работу в строящийся посёлок Усть-Иртышского рейда.
Деревня Марьина щель.
О существовании такой деревеньки нам рассказали старожилы нашего посёлка. Находилась она в нескольких километрах от п.Кирпичный, на склоне Северной горы, на берегу протоки Сумринки. Протока Сумринка в весенне-летний период разливалась так, что затапливала своими водами сенокосные луга в месте слияния двух проток – Сенная и Сумринская. По рассказам старожилов Шушунова Василия Ивановича, Дурицыной Анны Яковлевны, Попова Григория А., – это трудно назвать деревней. Под лесной горой стояло несколько чумов коренных жителей Сибири. Несколько семей занимались рыбалкой и охотой.
Деревня Затон.
В отличие от Марьиной щели, это была довольно большая деревенька. Находилась она на правобережье р. Обь в сторону п. Луговской. Основным населением посёлка были русские, они занимались разведением лошадей, крупнорогатого скота.
Деревня Затон – большой промысловый посёлок, где кроме разведения крупнорогатого скота люди работали на:
-лесопилке. Сплавленный по р. Обь лес пилили на доски, брус, впоследствии который вывозили баржами на стройки района;
-в литейном цеху. В посёлке была своя кузница и литейный цех, в которых изготовляли чугунные изделия: плиты для печей, печные заслонки, различный сельскохозяйственный инвентарь;
-в механическом цеху, где работали на токарных станках.
Но постепенно жители этого посёлка разъехались по разным посёлкам края. Часть населения переехала в п. Луговской, часть в п. Кирпичный, другая часть в с. Троица и д. Белогорье. В нашем посёлке это были семьи Морозова Николая, Попова Григория.
По сегодняшний день на руинах этой деревеньки можно увидеть остатки жилых домой, домашней утвари, сельскохозяйственного оборудования.
Деревня Юрты.
Об этой деревеньке тоже собрано очень мало материала. Можно сказать, что известно только то, где она находилась и кто были её жители.
Деревней это назвать нельзя, на самом деле это была стоянка коренных жителей численностью в несколько юрт. Находилась она под горой, где сейчас живут семьи Сотниковой Паулины Васильевны, Гайль Татьяны Дмитриевны, Гайль Николая Павловича, Смирных Александра Николаевича.
Территория сегодняшнего п. Кирпичный в 30-г годы ХХ века в весенне-летний период заливалась водой и являлась хорошим местом для рыбалки. К середине лета вода спадала, но мелкие речушки продолжали давать коренным жителям рыбу. Их перегораживали «заторами», ставили «морды» и продолжали рыбачить до самой зимы.
Зимой, когда река Обь «загоралась», в этих мелких речушках продолжала ловиться рыба, так как этому способствовали живуны –многочисленные ручьи, сбегающие с горы. После того, как ссыльные стали осваивать береговую территорию р. Обь, жители Юрт свернули свои юрты и ушли на другие места, где пришлый русский народ не мешал им жить в соответствии с их национальными традициями – в гармонии с природой.
4. Названия лугов, логов, возвышенностей и их
происхождение.
Не менее интересная часть исследований связана с названиями лугов, полей, возвышенностей нашего посёлка. Люди, не задумываясь, говорят: «Почгановская гора», «Митькин лог», «Игнатьев лог», «Три сосны», «Рейд», «БАМ». Для не жителя п. Кирпичный эти названия звучат непонятно и даже необычно. Но для кирзаводчан они вошли в обиход очень давно. Что же они означают?
Почгановская гора.
Немногие посёлки нашего района могут похвастаться такой горой-красавицей, какая есть у нас. Вообще, наши поля, леса, возвышенности стоят уже не одну сотни лет, и в разное время их, наверное, по-разному и называли. До нас дошло название, которое ей было дано в 30-е годы. Происхождение этого названия мне рассказали сёстры Купряхины, которые приезжали в наш посёлок летом 2008 года. Затем их рассказ подтвердили и многие другие старожилы села.
«Почгановской» горой её окрестили сами жители. Дело в том, что возле горы, там, где сейчас есть развалины кирпичного завода, был посёлок ссыльных. Возле горы стоял домик Почгановых. У них была большая семья, много детей. Родители работали учителями в школе, а после занятий в школе устраивали с детьми катания с горы, игры на свежем воздухе. Так что вся детвора посёлка собиралась у них. Отсюда и пошло название горы. Когда родители спрашивали своих детей: «Куда ты идёшь?» Дети отвечали им: «К Почгановым!». Так и закрепилось это название за горой.
Позднее на Почгановской горе односельчане устраивали народные гулянья, встречали праздники Первомая, День Победы, так же и сейчас молодёжь частенько ходит в походы на эту гору.
Митькин лог.
После того, как служилые люди Обского городка (или Мансуровского) в 1589 году ушли вверх по р. Обь для строительства нового г. Сургут, часть населения всё же осталась на прежнем месте. Это в 700-х метрах вверх по р. Оби, в сторону г. Ханты-Мансийска. Местное население окрестило их «митьками», т.е. русскими казаками, и именно это название легло в основу будущего русского посёлка рыбаков и охотников – Митькинское. Отсюда и название места, где жили «пришлые русские» – Митькин лог.
Игнатов лог.
Игнатов лог расположен ближе к нашему посёлку. Именно здесь стояла контора Усть-Иртышкого рейда, здесь же строился посёлок. На фотографиях, подаренных нашему музею старожилами посёлка, хорошо видно, что основная часть посёлка в 30-40-е годы находилась в Игнатовом логу. Мы ещё не можем дать точного ответа на вопрос, почему его так назвали? Существуют большие разногласия по этому названию. Одни утверждают, что там жил знаменитый охотник Игнатий, другие говорят, что в этом месте жила семья Игнатовых, и лог не «Игнатьев», а «Игнатов». Так что в истории этого места ставить точку ещё очень рано.
Три сосны.
В Ханты-Мансийском районе есть много удивительных уголков природы. Есть такой неповторимый уголок и у нас. Вниз по р. Оби, а точнее сказать, по притоку Оби – протоке Сенная – есть сор. Он спрятался в зарослях ивняка и проехать в него можно по небольшой протоке, да и только тогда, когда хорошо знаешь это место.
Но зато, когда выезжаешь на сор, – душа радуется! Красота незабываемая: тихая вода, деревья, цветы, птицы, как нетронутый цивилизацией уголок первозданной природы! Весной на этот сор, вместе с другими птицами, прилетают лебеди. Вьют гнёзда, выводят птенцов. По середине сора стоит небольшой остров, на котором растут берёзы, тальник, ольха и осина. На этом острове растут три сосны, отсюда и название – «Три сосны». Никто не знает, как они туда попали, откуда на острове, где растут только осины, берёзы да тальник, взялись три сосны?!
Рейд.
Рейдом называют у нас берег р.Оби, где находилась контора Усть-Иртышского рейда. Там же стояли «сплавные». Лес, связанный проволокой плотами, в 30-х и 40-х годах летом сплавляли по реке в сторону п. Луговской на переработку. От конторы рейда остались одни фотографии, воспоминания, кучи проволоки на берегах реки да глыбы фундамента от былых построек. Осталось ещё и название – «Рейд».
БАМ.
В 70-х и 80-х годах наш посёлок стал бурно расстраиваться вдоль р. Обь. Строили его студенты ивано-франковцы. Студенческие строительные отряды в летний период приезжали в наш район на комсомольские стройки. Не обошли они и наш посёлок. Места, где они работали (от магазина ОРСа в сторону лесопилорамы) односельчане в шутку назвали БАМом. Так и прижилось это название.
И в заключении Вера Александровна нам поведала, что много ещё интересного и необычного можно встретить в посёлке Кирпичный. Многие названия стёрлись из памяти народной, ушли в историю, но есть загадки, над которыми можно ещё поломать голову.
Одной из таких загадок является священное дерево, которое находится на горе в Митькином логу. Там же есть кладбище, где жители посёлка Митькино хоронили умерших людей.
По каким-то неведомым силам священное дерево стоит до сих пор, а коренные жители Сибири даже сейчас приезжают к нему со всех концов Югры, повязывают ленточки на его ветвях. Что это за дерево? Как называется место, где оно стоит, какие легенды оно хранит в своих ветвях? Хотелось бы узнать и об этом. Разгадать эту загадку будет нелегко, но это нужно сделать, ведь не только нам интересна эта тема, а собранный материал о ней дополнит нашу работу.
Конечно же, нам предстоит проделать большую работу, связанную со сбором материалов, рассказывающих о нашем посёлке, о деревнях, которые исчезли в вихре событий ХХ века, о людях и потомках, живших в таких деревнях.
Нам это интересно, и мы продолжим собирать этот материал, продолжим работать над этой темой.