Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
        

История села Селиярово

Селиярово

Судьбы многих народов переплелись здесь, на этой земле, на этой территории, называемой  Ханты-Мансийским автономным округом. Возникали и исчезали поселения, сменялись поколения людей, всё интенсивней проникала цивилизация в наш край.  Он стал одним из важнейших в России по природным богатствам и сейчас играет ведущую роль в нефтегазовой отрасли страны.

Селиярово – это одно из самых старых поселений Ханты-Мансийского района и округа.

В Истории ХМАО в разделе «Сибирское взятие. Россия, татарские государства и угорские княжества в конце XV-XVIв.» помещена карта-схема « Угорские княжества и городки в XVI в.», в которой под номером 6 отмечен Селиярский посёлок, расположенный вверх по Оби. Всего на этой территории насчитывалось не менее девяти остяцких крепостей, являвшихся центрами местных  княжеств. В числе восьми был и Селиярский городок (Салынра), где князьями были Атырь, а потом его сын Некома. Значит, Селиярский городок существовал ещё до сражения 1583 года. Ещё один факт – в  вестибюле «Музея-усадьбы сельского торговца» в Селиярово размещена карта 1856, взятая из Тобольского архива. Село стоит на берегу р. Оби в пяти километрах от современного, это место сейчас люди называют «старая деревня».

Селиярское поселение состояло из десяти домов с большими усадьбами и церкви, он находится в 4-х километрах от «старой деревни» на берегу старицы Люк-Пан.

Вывод может быть один – село с названием Селиярское-Селиярово меняло своё месторасположения несколько раз.

Первое – на Люк - Пане, оно существовало во времена правления Атыря и Некомы, т.е. до 1563 года.

Второе- старица Оби Люк-Пан постепенно мелела, Обь меняла русло и  большие воды селение затопляли селение. Природные катаклизмы вынудили людей переселиться на берег реки Оби, что находится выше Люк-Пана на четыре километра. Именно это Селиярское показано на карте в вестибюле музея. Датой его основания нужно считать 1721 год, когда после миссионерской экспедиции Феофила Лещинского была построена и освящена церковь Успенья Пресвятой Богородицы.  Получается, что первое Селиярское простояло на старице около 150 лет- с 1570 по 1721 гг.

Третье – но и на берегу Оби Селияровцам не суждено было обосноваться на веки. Река подмывала берега, да и от больших вод нельзя спастись. Год за годом затопляло, сносило водой дома и, простояв около 150 лет, к 1873 году деревня вновь переселилась. Дело в том, что в этом, 1873 году была построена новая церковь Успенья Пресвятой Богородицы на высоком берегу протоки Сендыковой. Обычно датой основания селения считают постройки и освещение храма. В этом случае 1873 год и есть дата основания современного Селиярово.

Селиярово одно из древнейших поселений Ханты-Мансийского округа.

Современное Селиярово расположено в 130 километрах от окружного центра, вверх по реке Оби, на берегу протоки Сендыковой. А сто пятьдесят лет назад село стояло на берегу матушки-Оби, в пяти километрах от нынешнего. Каким же оно было, то Селиярово или «старая деревня» как его сейчас называют местные жители?

После известных событий 1582 года территория Обь-Иртышья вошла в состав России. Селияровская остяцкая волость в числе прочих городков и волостей вошла в Сургутский уезд в конце XVI века. К этой волости принадлежали остяки, кочевавшие в районе реки Лямина. Известно, что в 1710 году ясак взяли с семи человек. Родовой тамгой селиярских остяков было изображение лисицы и уха собаки. К 1764 году людей этих родов было 35 душ мужского пола. Об этом нам сообщает в своих работах известный исследователь Обь-Иртышья С.В.Туров, кандидат исторических наук из Екатеринбурга. В состав Селияровской волости входило 13 селений – это были юрты Чимкины, Балины, Чебуковские, Тугаскины и другие. Первыми русскими поселенцами стали ямщики, относившиеся к Самаровскому яму, основанному в 1632 году. Селиярское стало одним из пунктов, связывающих Сургут с Самарово, Березово, Тобольском. После миссионерских экспедиций Филофея Лещинского в Сургутский уезд в 1716-1718 годах в Селиярово была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, к погосту которой относилось 24 селения вдоль рек Лямина, Салым, Юган.

Селиярово в XIX веке являлось своеобразным экономическим центром в своей округе. Дело в том, что на большие православные праздники – Крещение, день Петра и Павла, Николин день приобские инородцы собирались для принесения ясака в волостной центр. Возникал торжок, который пользовался большой популярностью у остяков Средней Оби. Сюда стекались инородцы из смежных волостей, живших по Оби и Салыму и даже с озера Нум-то, что за 400 километров. Наибольшей популярностью пользуется торжок в селе Селиярское, имеющий место в Петров день. В годы обильные дичью и рыбой здесь бывает такое стечение народа со всех окрестностей, что его называют «Селиярской ярмаркой». Церковь в это время всегда бывает полна народом, и восковые свечи в изобилии теплятся перед иконой особенно чтимого святого Николая Чудотворца, которого все молят о даровании им хорошего лова.

В 1880 году в Селиярской волости числилось 87 инородцев (38 мужчин и 49 женщин). Село Селиярское по прежнему являлось транзитным пунктом на зимнике Тобольск – Сургут – Березов. В 1893 году в селе состояло 25 дворов, где проживало 202 человека (104 мужчины и 98 женщин). К началу XX века в Селиярово числилось 222 жителя (108 мужчин и 114 женщин). А в Успенском Селияровском приходе насчитывалось 177 дворов из 24 селений, 857 прихожан (440 мужчин и 417 женщин).

О названии села

Народная этимология связывает название села со словосочетанием «село на яру», хотя первоначальное расположение его никак не отвечает этому утверждению, поскольку оно стояло и на протоке Люк-Пан и на реке Обь в низине. Вероятнее всего название поселения восходит к сочетанию двух ненецких слов «сале» (мыс) и «яр» (песок, край). Подобных названий населенных пунктов много на карте Ямало-Ненецкого округа – Салехард (мысовый городок), Ярсале (песчаный мыс), Салемал (конец мыса). По всей вероятности название Селияр переводится как «край песчаного мыса». На плане-карте 1856 года первое Селиярово (Селиярское) расположено на старице Оби на Селиярской песчаной косе, эта песчаная коса и теперь существует, поэтому мы придерживаемся мнения историка из Екатеринбурга С.В.Турова что Селиярово – это село на краю песчаной косы.

В музее-усадьбе сельского торговца в Селиярово имеются рукописные воспоминания старожила села Павла Ивановича Сумкина о жизни, быте и занятиях селияровских жителей.

 

Селиярово  XVIIXVIII вв. на основания реферата  Турова С.В, кандидата наук Екатеринбургского университета и учебника  истории Ханты – Мансийского автономного округа



    Яндекс.Метрика