Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
        

История деревни Слушка

Точная дата образования деревни пока не установлена.

Почему деревня имела такое название – неизвестно. Одна из версий такая. В своей книге «ЖИЗНЬ, КИНО» народный артист России, режиссер-постановщик фильмов Виталий Вячеславович Мельников описывает встречу с главным мужиком деревни, который рассказал, отчего так деревня называется. «У моего деда была привычка, к каждому слову он прибавлял «слушай-ка» - слуш-ка, парень, подмогни! Дед мой был известный в округе человек. Вот он уже помер, а место наше и по сей день зовется Слушка» - рассказывал мужик.

Деревня была небольшая, расположена на высоком берегу Иртыша в трёх километрах от с. Цингалы.

Материалы Государственного архива г. Тобольска сообщают нам, что в «Списках населенных мест Тобольской губернии» за 1903г. д. Слушкина по р. Иртыш по территориальной принадлежности входила в Филинскую волость Тобольского уезда.

Наиболее раннее упоминание о д. Слушкиной в документах ГБУТО ГА в г. Тобольске, выявлено в архивном фонде и-154 «Тобольская казенная палата», в ревизских сказках о крестьянах Тобольского округа за 1812 г.

В 1936 году была организована рыбацкая артель «Красный рыбак».

В похозяйственной книге за 1936 год деревня насчитывала 26 хозяйств, в которых проживало 107 человек (54 мужского пола и 53 женского пола). Основным источником дохода являлось рыболовство.

Согласно похозяйственным книгам 1936-44 гг. в Слушке проживали Никуровы, Захаровы, Пуртовы, Тимофеевы. Большая часть населения носила фамилию – Никуровы.

В 1938 году на базе артели организовался колхоз «Имени 3-й Пятилетки». Часть жителей занималась рыбным промыслом, а остальные – животноводством и полеводством. Во время войны большая часть работы выпала на плечи женщин, которые ловили рыбу, сеяли рожь, ячмень, пшеницу. В эти годы отмечается большая смертность детей.

В 50-х годах, при укрупнении колхозов, Слушкинский вошел в состав Цингалинского колхоза «Путь к коммунизму». Рыбоучасток функционировал и подчинялся непосредственно Ханты-Мансийскому рыбокомбинату. Летом рыбу в комбинат доставляли на плашкоутах, а зимой обозами.

В-ямщине.jpg

Из воспоминаний Могильникова Эдуарда Ивановича: «Зимой рыбу ловили рыбаки в речках, жили в избушках. Там они и морозили рыбу, и сортировали. А мы собирали эту рыбу и на лошадях обозом вывозили в город Ханты-Мансийск, в рыбокомбинат». Существовало такое выражение «ходил в ямщину». Обоз состоял из нескольких лошадей, запряженных в сани груженных рыбой. Один человек, ямщик, управлял шестью лошадьми. В зависимости от заданий, с обозом шли 2-3 ямщика и они состояли из 12-18 и более лошадей. Считалось, если правильно собраться в ямщину, то в пути будет сопутствовать удача: дороги не переметёт снегом, на постоялых дворах не будет много обозников, рыбу на комбинате примут быстро. Был целый ритуал сбора ямщика в дорогу. Поверх обычной одежды ямщик надевал специально сшитые широкие шаровары, собранные у щиколоток на резинку. Полушубок подпоясывал кушаком – он должен был быть обязательно из красного материала и не менее трёх метров в длину. На ногах валенки, поверх которых надевали хантыйские стопоры, сшитые из оленьих шкур. В сильные морозы на полушубок надевали хантыйский гусь, сшитый из толстого сукна.

В деревне была малокомплектная школа, где в одной комнате занимались одновременно 4 класса. Ученики старших классов получали обучение в селе Цингалы. После войны заведующим школой был Каскин Иван Николаевич. В 1957 году приехала и работала вторым учителем Змановская(Салтанова)Тамара Александровна. После закрытия рыбоучастка жители стали уезжать. Каскин И.Н. с семьёй переехал на центральную усадьбу. С каждым годом учеников становилось меньше, и в 1967 году школу в деревне закрыли. В деревне работал магазин, был свой пекарь. В небольшом клубе показывали кинофильмы, киномехаником работала Овсянкина Людмила Степановна. Электроэнергию вырабатывала небольшая дизельная станция. Был пункт по приемке молока, функционировал медицинский пункт, работала общественная баня.

В 1966-67 гг. рыбоучасток передали в совхоз «Цингалинский», а в 1970 году закрыли. Постепенно жизнь в деревне Слушка пошла на убыль: закрыли магазин, оставив ларёк, ликвидировали медпункт, убрали киноустановку.

После ликвидации рыбоучастка и закрытия школы люди стали уезжать. Последними выехала семья Могильниковых в октябре 1979 года.

Маленькая деревня с интересным названием – Слушка перестала существовать.

Потомкам жителей деревни многое ещё неизвестно о родине их предков. Так, на карте Тобольского уезда, датированной 1784 года, есть деревня Служалово возле Цингалинских юрт. На берегах реки Иртыш у деревни Слушка, даже в 70-х годах, летом находили старинные монеты.


Информация предоставлена библиотекарем

Верой Медведевой


      
 



    Яндекс.Метрика