Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
        

История села Елизарово

Сведения о деревне Елизарово датируются началом ХVII века. В те далекие времена по берегам рек Иртыш и Обь образовывались ямские стоянки - ямы. Владельцем и хозяином этих мест был богатый хан с Коды Алач. Он был поставлен казаками вместо поверженного Самара. С этих времен начинается деятельность кодских князей Алачевых, что указывается в книге С. Белобородова «Столица северного края». Сам Алач и его старший сын Ичегей выступают в роли ставленников русских царей. При их непосредственном участии ведутся все дальнейшие захваты в Северо-Западной Сибири. В 1610-1620 гг. подобную «помощь» русским оказывали Михаил и Петр Алачевы. За заслуги, оказанные Русскому государству, они получили княжеский титул. В 1643 году Кода была обложена государственным ясаком. Первый житель, некто купец Елизар, купил здесь земли и в глухом, болотистом, но богатом месте, на речке Елизаровская Сошь основал деревню. По архивным документам колонизация русскими этих мест началась еще с конца XVI века. Первые документальные сведения об этих местах упоминаются в Грамотах Тобольскому боярину и воеводе Хилкову со товарищами 1661 года от 15 марта. Первая перепись населения Самаровского яма не сохранились в виду пожара 1640 года. А с 1680 года здесь уже насчитывалось около сотни ямщиков. В документе встречается фамилия Шаламовы из Елизарово. Из письма М.Н. Кузнецова Хрисанфу Лопареву, ноябрь 1881г. (X. Лопарев. Самарово стр. 209. Издательство САНКТ-ПЕТЕРБРГ. Типография Императорской Академии наук, 1896г.), что прибывшие три брата (Шаламовы) прибыли в эти места (1667г) и поселились таким образом: старший Никита избрал своим местопребыванием Самаровский ям, средний - Реполовский погост, а младший Елизар - Елизаровский сор (сор по-остякски - затопленное водопольем травянистое пространство, где промышлялась рыба). По данным русского путешественника - географа Миллера в 1740 году в деревне Елизарово проживало 30 душ мужского пола с женами и детьми. Их соседями были коренные жители - остяки и самоеды. Упоминания о селе встречаются в «договоре от 17 апреля 1773 года», в «ходатайстве о разделении рыбных угодий от 1876 года. (А.А. Дунин-Горкавич «Тобольский север» Этнографические очерки местных народов, С-Петербург, Типография В. Киршбаума, Дворцовая площадь, дом министерства финансов, Том I, стр.52, стр. 192,214, Приложение стр.7., Том III, стр.50). По результатам Великих реформ середины XIX века в 1861 году деревня Елизарово стала центром Елизаровской волости Березовского уезда. К концу XIX века деревня переименовалось в село, так как на средства крестьян открыта православная церковь. По данным справочной книги Тобольской епархии от 01 сентября 1913 года, 3 благочиние Тобольского уезда: Церковь во имя всех скорбящих радостей, деревянная, вместительностью для молящихся длиной 15 аршин, шириной 3 аршина, построена в 1894 году. Церковь деревянная, построенная прихожанами». «Краска синяя, крестов железных, окрашенных жёлтой краской — три» — это выписка из архивных данных. Судя по архивным записям, Елизаровская церковь была богатой — имела более пятидесяти икон.

А так как богатство храма зависело от благосостояния сельчан, видно, что елизаровцы жили в достатке. «На левом клиросе образ святых жён-мироносиц в медной позолоченной ризе с резьбой, вызолоченной... за стеклом в киоте, длина образа 1 аршин, ширина 13 вершков. Заведена икона усердием елизаровских женщин, стоимостью 120 рублей». «За левым клиросом два образа в одном киоте... Иконостас куплен елизаровской общиной в 1893 году за 195 рублей». В приходе имеется одна часовня, деревянная, построена на средства инородцев, во имя апостолов Петра и Павла. Штат церкви: священник и псаломщик. Богослужение свершается 29 июня. В приходе находятся Юрты Олтурминские в четырех верстах от церкви. Всего в приходе 86 дворов, прихожан: мужского пола 345, женского пола 346 человек. Жалование священнику 441рубль, псаломщику 147 рублей. Для священника имеется дом, построенный в 1907 году, псаломщик живет в поселковом доме, за который платит общество. Также в приходе имеется земская школа, построенная на средства крестьян в 1907 году. Ближайшее село Сухоруковское - двадцать верст. Расстояние от консистории шестьсот верст, от Благочинского 180 верст, от уездного города двести восемьдесят верст. Имеется пароходная пристань». По данным Тобольской духовной консистории (Ф.156, оп.19, д. 326л. 382) в приходе числится министерское училище с 1906 года, учительницей, преподающей «Закон Божий» является мещанская девица Мария Андреевна Кочурова, окончившая курс Тобольской женской гимназии. Ещё в 1924 году храм действовал, и священник Иоан Питурин отчитывался перед окружным ревкомом за сохранность церковных ценностей. Село было одним из больших населенных пунктов на пути из Тобольска, Самарово до Березова. В нем располагалась волостная управа, церковь, почтмейстер, полицейский, была своя пристань. Село богатое. Много было купцов. Расположенное на берегу красавицы Оби, скрытое от глаз с берега, село протянулось на несколько километров, только в «старой» части имелось более двадцати деревянных двухэтажных домов. Зажиточный крестьянин Колупаев содержал свою мельницу. В период гражданской войны Елизарово было одним из центров белого движения. Не единожды переходило из рук в руки, то белогвардейцам, то «красным». Окончательно Советская власть установилась в 1921 году. До сих пор ходит легенда, что где-то в окрестностях села спрятано золото «белых». Основными промыслами жителей являлись: охота, рыболовство, ямская торговля, сельское хозяйство.

Арсений Петрович Никифоров

 Центральная улица села названа в честь героя гражданской войны Арсения Петровича Никифорова, комиссара отряда Лопарева, погибшего от случайной пули и похороненного на гражданском кладбище в селе Елизарово. В сквере Победы установлен обелиск. Арсений Петрович Никифоров видный общественный деятель края, в годы установления советской власти был комиссаром отряда Лопарева, разносторонне одаренный человек, хороший организатор. Годы жизни Арсения Петровича Никифорова (1886(1888) г. - май 1921г.).

Родился и провел детство в г. Твери. Воспитывался матерью Ульяной. По воспоминаниям сестры Арсения Петровича, «мать с утра до вечера, не разгибая над корытом спины, стирала чужое белье. Приходили люди, забирали чистые свои сорочки, оставляли гроши за работу. На эти гроши и жила семья Ульяны — трое сыновей и дочь.  

Старшим из них был Арсений. Мать стирала, а сын нянчил младших - Леньку и Наташку. И первым учителем у Арсения была его мать — она научила его грамоте. Читали дома по вечерам, когда не было работы. Садились возле лампы за кухонным скобленым столом, мать листала страницы, одно за другим складывала слова, а он повторял за ней — букву к букве, к слову слово. Вскоре мать отдала старшего сына на обучение в полковой оркестр. Учение шло быстро. Арсений оставил позади своих сверстников, и многие в оркестре уже обратили внимание на недюжинные способности юного музыканта. Но вместе с музыкой, вместе с тайнами диезов и бемолей жила в душе музыканта необъяснимая тяга к живой, активной деятельности. 

И, видно, не все, что творилось в этой душе и что находило свое выражение, нравилось полковому начальству, если однажды двенадцатилетний музыкант был наказан пятнадцатью розгами. Арсений попадает в госпиталь. После госпиталя Арсений не вернулся в полк, мать отдала его учеником в духовой оркестр вольно-пожарного общества.

Через несколько лет девятнадцатилетний Арсений уезжает из Твери в Москву с твердым намерением продолжать учиться. В поисках работы обошел весь город. Наконец, нашел место: музыкантом в оркестре ресторана «Яр». Стал работать и готовиться к поступлению в Московское филармоническое училище. Вскоре, сдав экстерном экзамены за восемь классов гимназии, Арсений сдает и другой экзамен — в училище.

Идет 1905 год. Молодые музыканты отказываются играть музыку «за царя»; тревожнее, призывнее гремят молодежные оркестры; по вечерам в аудиториях, в комнатах общежитий собираются группами скрипачи и виолончелисты, певцы и пианисты. В училище начинают петь другие, новые песни. Песни, которые зовут на борьбу. Они приходятся по душе музыканту из

Твери. В эти дни Арсений становится членом одного из политических кружков, получает первое задание. Вряд ли кому из жандармов, встречавших на вокзале московские поезда, могло прийти в голову, что в футляре музыкального инструмента, с которым из вагона только что прибывшего поезда вышел молодой человек, лежат листовки и другая нелегальная литература, все это очень скоро, через день другой, разойдется по всей Твери, по рукам молодежи, политическим кружкам. Не раз и не два приезжал он в свой родной город навестить мать, и каждый раз вместе с гостинцами своим братьям и сестре привозил и кое-что другое, о чем не знала даже родная мать. Каждый день на квартиру к Никифоровым приходило много людей - шли к матери и за выстиранным бельем, и кое-кто под стопками чистого белья уносил и эти «гостинцы».

В 1908 году из Москвы пришла тревожная весть: Арсений арестован. В числе других его обвинили в подготовке взрыва Бутырской тюрьмы с целью освобождения политзаключенных. Прямых улик против Арсения не было, но и этого было достаточно для того, чтобы «неблагонадежного музыканта» выслать три года из Москвы в далекую Тобольскую губернию. Рассказ об этом периоде жизни Арсения Никифорова мы находим в книге очерков о ссыльных Сибири. Жизнь в Тобольске на мизерные заработки от уроков стала невозможной, и Арсений отправляется в низовья Оби. Останавливается в селе Елизарово, вступает пайщиком в рыбацкую артель. Здесь его и застает весть об Октябрьской революции. Не легкой и не прямой дорогой шла революция по России к далеким берегам сибирской реки Оби. Четыре раза с весны 1918 года по 1921 год менялась власть в Тобольске.

В 1920 году группа белогвардейцев разыскивает Арсения по всей Оби. Их карательный отряд врывается в село Елизарово. Заранее предупрежденный об этом, Арсений уезжает из села, скрывается в Урманске. Бандиты арестовывают брата Александра, требуют от него, чтобы он выдал Арсения. Не добившись ничего, они жестоко расправляются с ним.

В начале 1921 года в Урманск к Арсению поступает радиограмма из Тобольского ревкома: «Явиться для выполнения особо важного задания». Морозной снежной ночью отряд лыжников под началом Арсения Петровича Никифорова ушел из Тобольска на север. Очередной номер газеты «Известия», орган Тюменско - Тобольского губернского комитета РКП(б) от 24 мая 1921 года выходит с короткой корреспонденцией под заголовком «Еще одна жертва». «В сегодняшний день телеграф принес печальное известие: на далеком севере в бою с бандитами при наступлении убит проявивший неслыханные в истории чудеса храбрости тов. Никифоров. Тов. Никифоров не коммунист, но, пользуясь заслуженной популярностью от Советской власти, в начале выступления бандитов в Тюменской губ., под его командованием был выделен маленький отряд, который блестяще выполнил возложенные на него особо-оперативные задания».

В 1920 году в с. Елизарово проживало 555 человек. Судя по церковной переписи 1923 года, в Елизарово проживало 149 мужчин и 182 женщины, не считая детей, более двух третей — Кайгородовы. Елизарову довелось стать центром революционных событий, село не один раз переходило из рук в руки. Ошалевшие мужики, не знавшие кому верить, кидались то к «белым», то к «красным». И многим пришлось поплатиться за свои сомнения. В 1933 году областное бюро красных партизан и красногвардейцев рассмотрело 107 заявлений и утвердило красными партизанами (для получения льгот) лишь 13 человек, остальным было отказано по причине кратковременного участия в «бандах». Окончательная расплата наступила позже, когда и до Елизарова докатилась волна сталинских репрессий.

Только в 1924 году, «после подавления отрядом Лопарева эсеровско- кулацкого мятежа, в Елизарове началось мирное строительство». О тех днях напоминает скромный памятник Арсению Никифорову, бывшему политссыльному, комиссару из отряда Лопарева, убитому и похороненному в селе. К тому же времени относится телеграмма красного партизана Бублика в Елизаровский ревком: «Национализировать мельницу Колупаева». В 1930 году в Елизарове был создан колхоз им. Сталина, первым председателем назначен ленинградец, 25-тысячник Михаил Миков. Старейшая жительница села Мария Гавриловна Кайгородова вспоминает, что её отец Гаврил Кайгородов вступил в колхоз одним из первых, хотя считался крепким хозяином и живности своей имел полный двор. Опровергая общепринятое мнение, что в колхозах скотина дохла из-за плохого ухода, баба Маша сказала: «Мы как дома работали, так и в колхозе старались, ничего не изменилось. Про колхоз ничего сказать дурного не могу, кто хорошо работал, тот и в колхозе не бедствовал, а лентяю всегда всё плохо». Обидно сегодня старикам. «В войну, — говорит Мария Гавриловна, — из деревни всех мужиков забрали, а бабы и дети колхоз держали. На себе пахали, но хлеб и овощи росли». Баба Маша всю войну проработала полеводом, и как горько сегодня видеть зарастающие травой некогда богатые поля. Неужели зря жилы рвали? Старый купеческий дом стоит в центре села, он похож на гриб-боровик. Мощный сруб — брёвнышко к брёвнышку, деревянное кружево по карнизу, узорчатые наличники, резные балясины сенцев. Сколько любви вложил хозяин в своё творение, создавая дом на века! В тридцатые годы в этом доме располагался сельсовет, в пятидесятые — ясли, сегодня живут люди, Неухоженный двор, замшелая крыша — всё вопит от бесхозяйственности. А дом, распахнув глаза в резных ресницах наличников, стоит как монумент, как память о невозвратимых патриархальных временах. Как и в других сибирских сёлах, в Елизарово жили охотой, рыбалкой и ямской торговлей. А заливные луга и пашни позволяли заниматься сельским хозяйством. Первым председателем сельского совета был Петр Ершов - красный партизан из отряда Лопарева. Утром 22 июня 1941 года по госпроводу, не было радиоузла, на сельский Совет поступила страшная весть о войне. В первый набор ушли на фронт 80 человек. Многие из них не вернулись. Всего на фронт из села ушло 123 человека. В селе остались старики, женщины и дети. Председателем Елизаровского Совета во время войны была Орлова Мария Алексеевна. Всего с фронта не вернулось 94 сельчанина. Из них 39 человек занесены в Книгу Памяти Том III. С войны пришло 29 человек.

В 1944 году в д. Елизарово Самаровского района переезжает Константин Романович Старцев с семьей. Имея большой опыт организатора - коммуниста, Константин Романович был назначен Председателем Елизаровского сельского совета. У Константина Романовича было образование 3 класса, в должности председателя он проработал до 1948 года.

 





Старцев Константин Романович  

Старцев Константин Романович, из воспоминаний его дочерей, был очень привлекательным человеком. Обладающий не только внешними данными, но и внутренней харизмой. Мужчина среднего роста, брюнет с волнистыми волосами и добрым прищуром глаз, аккуратный, чистоплотный, малоразговорчивый, остроумный, спокойный, рассудительный и мудрый. Хорошо шил одежду и обувь, вкусно готовил пищу. Не имея музыкального образования, играл на гармошке. Из воспоминаний дочери Старцевой Александры Константиновны г. Советский Ханты-Мансийский автономный округ —Югра июль 2003 года.

Константин Старцев родился в деревне Елань Усть-Ишимского района Омской области 17 июля 1901 года в семье середняка. Константин был старшим сыном, и из детей далеко не послушным, в семье Романа и Анастасии Старцевых. Роман Павлович решил женить своего сына, когда ему было 17 лет. В невесты он подобрал из соседней деревни Березянка трудолюбивую и статную Варвару из бедной семьи Григория Трифонова. Они поженились в 1918 году.

В браке у Константина Романовича и Варвары Григорьевны родилось 10 детей. В большой семье Старцевых еще воспитывалась сирота Евдокия, 1923 года рождения. Из 10 детей в живых осталось 6. Константин Старцев был активистом в колхозе, поэтому его отправляли по деревням с целью образования колхозов на местах и укрепления власти большевиков. Основал два колхоза в татарских деревнях, где жил с семьей. Основатель колхоза в д. Красный Яр Усть-Ишимского района Омской области, где занимал все посты, был счетоводом, бухгалтером, водителем. В 1937 году с дочерью Анной Константин Романович «уходит» на Север. В 1938 году Константин пишет письмо жене с просьбой приехать на новое место жительство в Самаровский, ныне Ханты-Мансийский район. Во время Великой Отечественной войны младший сержант Константин Старцев воевал на Ленинградском фронте. В 1943 году получил ранение, потерял правую ног и по состоянию здоровья был демобилизован домой. Был награжден орденом Красной звезды», медалью «За оборону Ленинграда». По возвращению в село Долгое Плесо Константина направляют на работу директором Детского дома, затем председателем рыболовной артели.

В 1944 году Константин с семьей переезжает в д. Елизарово Самаровского района. Имея большой опыт организатора - коммуниста, был назначен председателем Елизаровского сельского совета. У Константина Романовича было образование 3 класса, в должности председателя он проработал до 1948 года. В 1948 году он переезжает в с. Реполово Самаровского района, где также работает председателем колхоза. Варвара Григорьевна отказалась ехать с мужем. В с. Реполово Константин уехал один. Вскоре его пригласили на работу в с. Самарово. Константин Романович Старцев умер 06 мая 1957 года в возрасте 56 лет в Самаровской больнице. Похоронен в г. Ханты-Мансийске. В 1930 году в селе образовался колхоз имени Иосифа Сталина. Первым его председателем стал Михаил Миков. В 1960 году колхозы п. Кедровый и с. Елизарово объединились в колхоз «Маяк», который возглавил Василий Васильевич Демыкин. В 1966 году колхоз «Маяк» преобразован в совхоз «Урманный», который объединил отделения в д. Сухоруково, с. Елизарово, д. Урманное. Центральной усадьбой было село Елизарово. Директором нового совхоза стал Семён Тимофеевич Колмагоров. Позднее в селе появился совхоз «Елизаровский», который долгое время возглавлял Анатолий Григорьевич Щербина. В 80-х годах XX века колхоз имел большие прибыли. Был развит парк сельскохозяйственных машин, совхоз занимался растениеводством и животноводством. Весь север до сих пор вспоминает «елизаровский» картофель. В настоящее время в с. Елизарово имеется школа, ФАП, почта, телефонный узел, пристань (дебаркадер). Статус центральной усадьбы с. Елизарово утеряло, и в настоящее время село входит в состав Кедровской территории.

Информацию предоставила
Баландина Надежда Васильевна




    Яндекс.Метрика