Охотник Илья Маткин с женой Татьяной приехали в Сибирь с Урала в 1900 году. Поселились они у реки Ендырской, а неподалёку от них стали жить семьи Кетпеликовых и Каюковых. В итоге все подружились и построили деревню. Назвали её Матка.
Красотой эти места Бог наградил сполна. Здесь были и дремучие леса, богатые зверем, и рыбная речка, и заливные луга. Деревню пересекал ручей Сад. Через него люди перекинули мост. В Матке жили в основном ханты, манси и ссыльные семьи - всего 35 дворов. До войны здесь был богатый колхоз имени Чкалова. Выращивали картофель, капусту, репу, держали коров. Стайки пристраивали вплотную к дому и в сильные морозы открывали дверь, чтобы тепло от печки шло к животным. В домах хозяйки стелили широкие половицы, а непокрытый пол добела выскабливали ножом, чтобы он блестел (краски не хватало).
Грибы, ягоды и шишки сдавали в РыбКООП, рыбу увозили на переработку в Ханты-Мансийск. На окраине деревни жители построили из досок холодильник: между досками заложили землю, опилки и сено, а сверху соорудили крышу. Холодильник внутри и сверху загружали зимой льдом, и в таких условиях хранили "живое серебро".
О начале Великой Отечественной войны жителям Матки сообщили нарочные, приехавшие в деревню на лодке из города. На фронт ушли 20 мужчин. В деревне был свой фронт - трудовой. Семилетние дети пололи грядки, окучивали картофель, собирали урожай. Десятилетние заготавливали сено для колхоза, а подростки 12 лет и старше рыбачили наравне со взрослыми. На рыбоучастке им приходилось выгружать тяжёлую соль с плашкоута. Девчонки до самой земли сгибались от непосильной тяжести. Ели чебаков и щурагайку. Соль, хлеб и спички получали по карточкам. Когда в доме нечем было разжечь печь, люди бежали в пекарню за горящими угольками. Жили дружно. Двери не закрывали - приставляли полено.
На самом видном месте в деревне стояла двухэтажная начальная школа. В 1941 году в классах было по 15-18 человек. Зимой некоторых школьников родители возили в школу на санках в вязаных шерстяных носках. Ещё жители шили обувь из кожи животных, набивали в них сухое сено - так и ходили. В сильные морозы дети сидели дома, но когда теплело, катались на шкурах с крутого берега.
Летом маткинские ребятишки бегали босиком, а осенью часто заходили в речку, в которой вода была ещё теплая, чтобы погреть ноги.
Хорошо помнят маткинцы май 1945 года. Сообщили им о победе всё те же нарочные. Народ ликовал. Все ждали возвращения родных. Но с войны пришли лишь 5 человек.
В начале 50-х годов в деревне провели радио: установили столбы, натянули провода, и во всех домах появились чёрные настенные тарелки. Первое, что услышали маткинцы, это треск и песню: "Ой, рябина кудрявая". Зимой провода сильно гудели, и люди по этому звуку определяли погоду: гудят сильно - к морозу. В 1952 г. в местном клубе показали первый звуковой фильм "Повесть о настоящем человеке".
Исчезают с лица земли сёла и деревни. Забыли и про Матку. Бросили её. Дома разобрали, школу закрыли...
Думается, что главным мотивом нашей жизни должно стать не разрушение, а созидание. Нашим деревням не надо ставить памятники, в них нужно возрождать жизнь.
Информацию предоставили: Людмила Пашкова и Анжела Сочнев