Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
        

История села Скрипуново


Здесь семь раз в день меняются ветра,

И куполом прекрасный небосвод,

Весной сюда приходит именно ВЕСНА!

И Божья красота-весь год!

Почти не осталось таких уголков,

У многострадальной Земли.

Создать бы над ним душевный покров!

Из доброты и любви!

Я не знаю автора этих стихов, но согласна, что Скрипуново - это особое место на земле, со своей необъяснимой энергетикой, теплом и Божественным началом. Ведь неспроста, когда-то деревню Скрипуново называли – святой. Стояла там белоснежная церковь, а рядом три кедра, как символ Троицы. В тридцатые годы церковь закрыли, колокола разбили, а иконы вывезли. Но до сих пор, Скрипуново притягивает людей необъяснимым добром и светом.

Постоянное русское население Приобья начало формироваться в XVII в. после прочного присоединения Западной Сибири к России. Как известно, первыми русскими поселениями здесь стали ямские слободы, обеспечивавшие связь между различными районами вновь присоединенных земель. Основными транспортными артериями в труднопроходимой сибирской тайге являлись реки, в связи с чем, первые русские поселения основывались именно вдоль рек, в первую очередь по Оби. Русские поселения, возникшие здесь в XVII–XVIII вв., в значительной части существуют до настоящего времени, это деревни Самаровского яма - Зенково, Шапша, Селиярово, Нялино и Скрипуново. Более того, относительно стабильным остается и фамильный состав русского населения. К старожильческим фамилиям относятся Змановские, Коневы, Сумкины, Хозяиновы, Чучелины, Пачгановы. Родоначальники именно этих фамилий в бытующих преданиях считаются основателями первопоселенческих деревень.

Деревня Скрипуново является одним из старейших населённых пунктов Югры. Основанный в 1687 году, Скрипуново почти полтора столетия был перевалочным пунктом на торговых путях из северо-западных районов Сибири в европейскую часть России. Основателями деревни были ямщики, выкупившие землю, на которой расположилась деревня, у аборигенов. Фамилия одного из ямщиков дала название деревне – Скрипунова, раньше поселение называли «Змановские» или «Торопки».

Село Скрипуново или Змановская, Торопки, по спискам переписи населения на 1926 г. состояло из 53 хозяйств, проживало 246 жителей (русские). Располагалось на протоке Северная.

Из воспоминаний Дмитрия Михайловича Змановского: Дмитрий Михайлович Змановский родился в 1927 году в д. Скрипуново Ханты-Мансийского района. Окончил торгово-кооперативную школу. Бухгалтер и самодеятельный художник. В 60-е годы стоял у истоков развития самодеятельного художественного искусства Югры. В 2011 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

«Предки Змановских – православные поляки, которые ушли в Киевскую Русь от гонений, в период возникновения польско-литовсого княжества. Род Змановских был из мастеровых, они строили и расписывали Храмы. Четверо братьев решили жить оседло в Сибири. Один уехал в Березово, второй остался в Тобольске, третий в Самарово, четвертый – Петр Григорьевич поселился на сопке, против Зимнего бора. Согласно купчей крепости-документе - еще в 17 веке Петр Григорьевич Змановский купил землю у остяков апринских, в границах от Оби на Осиновке, Вочиях (на западе), Каменная (на востоке), на севере до самоедов. Постепенно деревня разрасталась, места не хватало, и первым на острове Торопки поселился дед Скрипунов, затем заселялись еще семьи. Но новое поселение все называли «У Скрипунова», затем «Змановские» или «Торопки». «Я помню с детства в Скрипуново - добротные, красивой постройки дома, и праздные одноэтажные дома. Жили в них большими семьями. Жили красиво, дружно. Предки, жившие и на Украине, привезли украинские песни, и наши родители их пели красиво, задушевно. И жизнь была красивой. Во время моего детства не принято было хвалить дореволюционную жизнь, - боялись: можно было исчезнуть с лица земли быстро и незаметно...". По переписи населения Тобольской губернии, в 1924 году в Скрипуново было 40 дворов, в которых проживало 212 человек. Местные считают, что образована деревня Скрипуново ермаковцами. Был на местном сору островок Шпай. Стояла на нём крепость атамана. Во время последнего боя здесь, якобы, погиб ближайший сподвижник Ермака Тимофеевича Иван Кольцо. После большой воды 1941 года в этих местах нашли меч, нательный золотой крест и ядро. "Наши предки - поляки, - рассказывает Дмитрий Михайлович. - Они были православными раньше, чем князь Владимир крестил Русь. Во время гонения на православных, ушли в Киевскую Русь. Были мастеровыми, строили и расписывали храмы. Когда в начале 18 века началось строительство Тобольского Кремля, по призыву царя уехали строить и расписывать его. Оттуда и пошла кличка: богомазы».

В 1917 году революционные преобразования дошли и до наших сибирских деревень. Идея коллективизации не понравилась местному населению, привыкшему жить богато и индивидуально. Но жителей стали силой загонять в колхозы и вести расправу с зажиточными крестьянами. Так, в принудительном порядке в 1931 году в Скрипуново образовался колхоз «имени Куйбышева» и рыболовецкая артель «Ударник», председатель Змановский Прохор Иванович (расстрелян в 1937 году). Перед колхозниками были поставлены задачи: снабжение страны валютной пушниной, лесом, рыбой и мясом. С каждым годом возрастали объемы рыбодобычи, неуклонно увеличивались темпы лесозаготовок. Постепенно обустраивалась новая жизнь крестьян, на повестку дня выходили вопросы не только увеличения производственных показателей, но и образования, культуры и спорта. Во всех населенных пунктах открылись школы, на общественных началах были организованы школы ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослых, открывались клубы, избы-читальни.

С 1933 года деревня Скрипуново относилась к Зенковскому сельскому совету, Самаровского (ныне Ханты-Мансийского) района.

Несмотря на новые преобразования деревни Скрипуново, люди нуждались в молитве и служении Богу.

Из воспоминаний Дмитрия Михайловича Змановского:

«Для богомаза жизнь без веры невозможна. Меня Господь лет с пяти повёл за собой. Помню, как-то перелез через забор церковный. Иду и слышу, хор молитвы поёт. Мужской - слева, женский - справа. В церкви нет никого, двери закрыты, колокола сброшены (в тридцатые годы церковь разрушили, а батюшку расстреляли. - прим. Ред). Как такое может быть? Потом мне объяснили, что церковь освящённая, ангел-хранитель службу ведёт. Просто я попал в назначенный день. Праздник был церковный. В церкви Скрипуновской под потолком были спрятаны иконы. Великолепные работы. Но прилетел вертолёт - и всё забрали". Когда в святой, а именно так называли Скипуново, деревне разрушили церковь, для острастки расстреляли каждого десятого мужика. Были среди них и Змановские». Самыми яркими Дмитрий Михайлович считает воспоминания детства: "Я иду к деревне. Дома мать. Она меня кормит, улыбается. Рядом белоснежная церковь - три кедра около неё. Их отовсюду видно - символ троицы. Память даёт мне силы жить. Помню отца Стефана. Он не отрекся от Христа. Его посадили в холодную церковь, заморили голодом, давали пить навозную воду. Он заболел и умер».

Чтобы церковь вновь открыла свои двери для прихожан, жители деревни обратились с письменным прошением к Калинину М.И.

69 ПРОШЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ СЕЛА СКРИПУНОВО ЗЕНКОВСКОГО С/С САМАРОВСКОГО РАЙОНА М. И. КАЛИНИНУ С ПРОСЬБОЙ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ ЗАКРЫТИЮ ЦЕРКВИ с. Скрипуново 25 января 1937 г.

Товарищ Михаил Иванович Калинин. Настоящим прошением общество верующих села Скрипунова проси[т]. Друг народа, т. Калинин, мы граждане верующие чита[ли| новую Конституцию [о] свободно[м] отправлении[и] религиозных обрядов и богослужении. А у нас в селе Скрипунова церковь находится в закрытом положении с 1936 года 3 сентября, ставя причиной, что договор не заключен с райисполкомом. Но были выбраны люди, ездили два раза в РИК заключать договор на пользование церковн[ым| здани[ем]. Но почему РИК не заключает договор? Церковь существует в нашем селе всего 42 года, как построена, все в порядке. На 1937 год по спискам верующих находится 70 человек в нашем селе Скрипунове. 
Т[оварищ] Калинин, просим Вас, разрешите нам два вопроса. Первый: открыть нам Храм в селе Скрипунове для служения и совершения религиозных обрядов православных. И второй: иметь служителя священника. Просим разрешить. 
К сему председатель общины АННА ФЕДОРОВНА ЗМАНОВСКАЯ. 
Члены общины: за неграмотного МИХАИЛА МАКСИМОВИЧА ЗМАНОВСКОГО по его просьбе расписался ЗМАНОВСКИЙ КОНСТАНТИН. ЗМАНОВСКИЙ НИКАНОР. 1937 года 25-го января. Адрес отправителя: Село Скрииуново Зенковского с/с Самаровского района Остяко-Вогульского ок[ру]га Омской области. Змановской Анне Федоровне. ГАОО, ф. 437, on. 6, 473, л. 14 и обор. Рукопись. Подлинник.

№ 72 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1507 ПРЕЗИДИУМА ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО 
КОМИТЕТА СОВЕТОВ РК и КД г. Омск 31 октября 1937 г.

ПО ВОПРОСУ: Об использовании молитвенного здания в с. Скрипуново Самаровского района. (Докл. тов. Берестнёв). Ввиду того, что молитвенное здание в с. Скрипуново по прямому назначению не используется в течение нескольких лет, находится в бесхозяйственном состоянии и общины верующих не существует, утвердить постановление президиума Самаровского райисполкома от 15 августа 1937 года за 51/117, молитвенное здание в с. Скрипуново ЗАКРЫТЬ и передать его в распоряжение Зенковского с/совета для использования на культурные цели. 
Председатель Омского областного исполнительного комитета С. ЕВСТИГНЕЕВ. За секретаря облисполкома И. БЕРЕСТНЕВ. ГАОО, ф. 437, on. 6, д. 473, л. 16. Типографский бланк. Машинопись. Копия, заверенная подписью зав. протокольной частью и гербовой печатью.

В годы Великой Отечественной войны из Скрипуново ушли на фронт почти все мужское население. На плечи женщин, стариков и детей легли все тяготы тяжелейшего труда в колхозе, на рыбалке и на лесозаготовках. К началу 1950 года Рыболовецкие и сельскохозяйственные артели преобразовывались в крупные колхозы. Летом 1954 г. колхозники рыболовецких артелей «Ударник» д.Скрипуново им. Куйбышева, д. Майка и «Красные рыбаки» (юрты Нялинские) создали укрупнѐнную артель имени Кагановича (председатель А.Н. Замятин). В декабре 1961 года к Нялинскому рыбоучастку были присоединены рыболовецкие артели близлежащих деревеньв том числе и рыболоведческая бригада д. Скрипуново. С 1962 года началась ликвидация колхоза.

На 1 июня 1967 года в 43 деревенских дворах д. Скрипуново числилось 170 жителей. Люди работали в рыболовецкой бригаде Нялинского рыбоучастка.

Из документов Нялинского рыбоучастка 1968 года:

«1. Улучшились условия быта рыбаков на культстанах, содержать культстан в хорошем состоянии, обеспечить рыбаков периодической печатью и культинвентарем.

2. К 20 августа в п. Чучели. Скрипуново, д.Плесо отремонтировать начальные школы, мед пункты, подготовить интернат в п. Нялино к началу учебного года.

3. План добычи рыбы выполнить к 5 декабря 1969 г.»

На 1 января 2003 г. – в Скрипуново проживало 13 жителей.

На 1 января 2010 г. – в Скрипуново проживала 1 семья из 2-х человек.

Из воспоминаний Дмитрия Михайловича Змановского:

«Улица из старых домов с разбитыми стёклами, старая церковь, перестроенная в клуб, древнее кладбище... Скрипуново можно было бы назвать деревней-призраком, если бы не одно "но"... "На земле моих предков сейчас ещё живёт "законная" скрипуновская семья. Им как бы передали эстафету наши предки: хранить верность своей родине! - объясняет Дмитрий Михайлович. - Жить им, конечно, нелегко, в смысле, благ цивилизации, культуры, развлечений, - но это всё наносное. Главное - сохранить душу в верности "веры" наших предков православных…»

Три года назад из деревни выехал (по состоянию здоровья) последний житель Скрипуново – Анна Константиновна Змановская.

В январе 2018 года депутатами поселения Нялинское принято решение о закрытии деревни Скрипуново.

Пока еще нет официальных документов о полной ликвидации деревни… это дело времени. Но благодатная Скрипуновская земля все так же встречает гостей и детей своих, теплом и верой в возрождение!!!!!


Автор статьи Помаскина И.В., 
библиотекарь отделения с. Нялинское 
МКУ Ханты-Мансийского района "ЦБС" 



    Яндекс.Метрика