Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
        

История Ахтоминских (Нялинских) юрт

Ахтомины (Нялины) юрты, Ахтоминские (Нялинские), Новоселовы (Ахтомины) юрты, Юрты-Нялино – все эти названия относятся к нашему поселению Нялинское.  История  деревни, по письменным источникам, уходит далеко вглубь 17-18 века, но обнаружив в 5 километрах от Нялино капище (святое место общины остяков), археологи  доказали более ранний срок зарождение деревни – к 15 веку. А название поселения Ахтомины (Нялины) – названо фамилиям        остяков, освоивших место на берегу речки – старица.…  Стоящие в беспорядке, от четырех и более, дома составили остяцкую деревню, или - юрты (поселение).

     Со временем название деревни поменялось,  Ахтомины отпали, а Нялины,  продолжают существовать, поменяв букву в окончании.  В то время значительная часть остяков вела кочевой образ жизни, летом жили в берестяных чумах, а к зиме  строили  землянки или бедные деревянные хижины, тем самым образовывая остяцкие деревни.  Место для поселения Ахтомины (Нялины) выбрали в очень красивом месте, вокруг которого богатые хвойные леса и рыбные водоемы.  Умелые охотники и рыбаки, остяки  изначально  жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Огромное количество лесного зверя, массы разнообразных водоплавающих птиц и богатые рыбой водоемы, местному населению позволяли жить безбедно и в гармонии с природой.  Осваивая новые земли, русские потихоньку стали заселять остяцкие деревни и юрты Оби и Иртыша.  В Ахтоминских (Нялинских) юртах они  взяли в аренду у остяков участки земли: богатые рыбой озера и реки, кедровые леса. Кто-то, уплатив деньги, записывался в остяцкие общины и пользовался землей в союзе с хозяевами. Как члены общины они имели те же права, что и местные остяки.  Основательно «осев» на остяцких землях  русские стали, вводить новую жизнь в круг местных уроженцев. Создавали семьи, строили новые добротные дома, отличавшие  своим   видом и комфортной обстановкой от бедных хижин местных уроженцев. Менялись нравы и обычаи, местные перенимали многие приемы земледелия и животноводства, пришлые овладевали рыбным промыслом и охотой на пушного зверя. Постепенно лучшие земли остяков перешли в собственность более богатых людей, которые платили небольшую арендную плату - товарами, мукой, водкой. И снова, на годы вперед остяки отдавали свои богатые земли в аренду русским.

     Сбор кедрового ореха был особенно распространен у местного населения. Орехи собирались не только для собственного потребления, но и на продажу.  В 1635 году в соответствии с указом государственных властей для организации транспортного сообщения в Сибири, между Тобольском и Сургутом (под Самаровыми горами)  устроены два яма.  С этого момента Самаровский ям стал выполнять также функции  тамошнего центра.           Местное население Ахтоминских (Нялинских) юрт  было привлечено к выполнению повинности - доставлять чиновников, волостных начальников, полицейских, священников и почту от одной станции к другой. Зимой для этого нужны были лошади и ямщики, а летом лодки и гребцы.  Довольно часто  стали заключаться браки между остяками и русскими.    В 1888 году об Ахтоминских(Нялинских) юртах упомянул Серафим Керопович Патканов – действительный член Императорского Русского географического общества. В своей книге «Остяцкая молитва», в период пребывания в Тобольском округе в 1887—1888 г,  « Смешанный народ, как в Базьяновских или Нялинских юртах, относится к остякам только по названию, а в действительности ни слова не говорит по остяцки и вообще ничем не отличается от русских».

     «В остяках нет предпринимательского и активного духа русских и татар, поэтому среди них немного тех, кто занимается торговлей. В этой связи мы можем указать только на две семьи — Кизелевых в Ахтоминских юртах      (Темлячевская  волость, позднее Самаровская волость), и на Пактишевых в Красноярских юртах (М.-Кондинская вол.). Многие члены этих семей занимаются торговлей и одалживают более бедным людям муку и другой товар в качестве аванса, который последние гасят благодаря рыболовству и урожаю ягод следующего года. Иногда они также принимают участие в общинной ловле рыбы, поставляя рыбакам неводы, которые обычно дорого стоят (от 80 до 250 руб.). За эту помощь остяки-рыбаки должны отдавать им 2—3 части Занятия и источники доходов   остяков пойманной рыбы в соответствии с заранее достигнутой договоренностью».  

     В этом же году Паткановым С.К. была проведена  перепись  72 деревень и юрт остяцкого населения пяти волостей Тобольского округа.  «Темлячевская инородная волость Ахтомины (Нялины) юрты (при протоке Старицы) имеет число хозяйств -13. Наличие населения – 86 чел. мужчин – 42, женщин – 44. Русские – мужчин – 15, женщин – 12; Остяки – мужчин – 27, женщин – 32. (1*)                                                                                                                 

     Ссылаясь, на краеведческое повествование  В. Струсь «Во имя Петра и Павла»,  в прошении Владыке епископу Антонию Тобольскому и Сибирскому,   в 1908 году жители  юрт  указывают свое место проживания по новому – Новоселовы (Ахтомины) юрты. (2*)                                                              

     Возрождение  Новоселовых (Ахтоминских) юрт связывают с началом деятельности купцов Киселевых. 

     Федор Васильевич Киселев -  Глава многочисленной семьи и всего родственного клана. Купец, крупный рыбопромышленник, он обладал завидной деловой сметкой и по праву считался самым энергичным и удачливым предпринимателем. Стоит заметить, что Федор Киселев, был первым успешным предпринимателем - всего Севера. Это подтверждается и тем, что он не остался незамеченным властями, и был избран - членом Тобольского отдела Императорского Российского общества рыбоводства и рыболовства и одним из его учредителей. (3*)                                                                     

     Он был не только рыбопромышленник, был крестьянином, любивший свою землю, выращивал не только овощи, но и хлеб, чего  раньше на Севере   этого никто не делал. Впервые в 1904 году, посеял 7 пудов овса, и намолотил, к удивлению всех, 60 пудов. Успех подтолкнул неугомонного Федора Васильевича к новому начинанию – выращиванию пшеницы.  Сам построил двухпалубный, деревянный пароход «Федор Киселев», вывозил на нем в Тобольскую губернию рыбу, обратно – жизненно необходимые товары  для местного населения. (4*)                                                                      

     Федор Васильевич имел крепкое хозяйство, большой, красивый двухэтажный дом, амбары-склады, дом для работников, пятистенный дом, в одной половине которого располагался магазин, отоваривающий   рабочих продуктами, промышленными и хозяйственными товарами. Богатые рыбные места, были выкуплены у местных уроженцев семьей Киселевых, еще в 18 веке, и облавливались наемными рыбаками, для этого привлекались рабочие – до 70 человек. Важнейшим предметом торговли и экспортом за границу были продукты глубокой переработки древесины. Учитывая огромные площади хвойных лесов, Федор Киселев стал развивать и смолокуренный промысел. Он «списался»  с Вятским ремесленником Иваном Архиповичем  Помаскиным, который  приехал с семьей, и навсегда остался в  Нялинских юртах.                                                                                                             

     Из воспоминаний Александры Ивановны Банковской (Помаскиной):  «В старых юртах отец построил смолокурню. Там мы работали всей семьей, в зимнее время. Это был очень тяжелый труд. Основная  часть смолокурни - котёл (его изобрели в Вятке). Специальным подъёмником загружали смоляные чурки, уложенные в огромную железную корзину такого размера, чтобы она входила в котёл. Затем котёл плотно закрывали крышкой, замазывали щели мокрой глиной. Печь топилась примерно 20 часов,  нужно все время поддерживать в котле ровную температуру. Только  через сутки из трубы, подведённой к смолокурне под землёй, идет скипидар, а затем уже смола, течет часа три. И так целыми сутками. С помощью смолокурни добывали – смолу, деготь, скипидар». 

     Если публичная жизнь Федора  Васильевича  нашла свое отражение в официальных документах, то о его личных качествах сведений немного.               С уверенностью можно сказать, что он был - меценат и благотворитель.      В 1908 году на самом высоком месте, в центре деревни,  на берегу протоки Старицы жители юрт Новосёловых (Ахтоминых)   под ру­ководством «пожертвователя» и главного строителя Фёдора Кисе­лёва  приступили к  строительству деревянной церкви. Федор Васильевич был награжден царским крестом и большой денежной премией,  которая внесена им  в виде благотворительности в строительство прихо­да при церкви. Согласно документу Тобольской Духовной Консистории 1909 года Киселёв Ф.В. значится как «доверенный на постройке храма» и как «строитель».                                           В1910 году новосёловскую церковь, освящённую во Имя славных и всехвальных  Первоверховных апостолов Петра и Павла, посещало - 79 прихожан проживавших в 15 дворах.  Через год  при храме была открыта одноклассная церковно - приходская школа. Где, в первый год, обучались грамоте - 15 учащихся.  Заведующим  школой был священник села Конёвского Пётр Ворсин. Первой учительницей была Ольга Слинкина, окончившая курсы двухклассной женской  школы. (5*)

     С годами Фёдор Васильевич передал рыбопромышленное дело своим сыновьям – Егору и Андрею.   Предприятие Александра Фёдоровича ежегодно производило до 800 пудов рыбы: «белой» и «чёрной», свежей и солёной.   В декабре 1916 года Тобольское уездное присутствие по воинской обязанности внесло в список предприятий, работающих на оборону государства, рыбопромышленное предприятие Егора Фёдоровича Киселёва. Организованное в 1880-е годы ещё его отцом,  Фёдором Васильевичем рыболовное производство с рабочей силой от 30 до 50 человек  ежегодно производило 1500-2000 пудов рыбы разных сортов. Предприятие Андрея Фёдоровича считалось одним из крупнейших в Тобольской губернии. Основанное в 1913 году оно добывало и перерабатывало ежегодно для нужд населения и обороны государства от 3000 до 4000 пудов рыбы. (6*)

     На начало революционного переворота в России,  деревня  Новоселовых, Ахтминских(Нялинских) юрт крепко стояла на ногах. У всех жителей было индивидуальное хозяйство, рабочие места, многие имели  средний достаток, да и дети, опять же благодаря Киселевым,  могли получать начальное образование. Помимо рыбного промысла, и доставки рыбы в другие регионы,  люди занимались заготовкой древесины на причалы для пароходов, расширялся смолокуренный завод. В праздничные дни и будничные летние вечера, молодежь, да и взрослое население проводили досуг на зеленой площадке возле яра. Играли в игры, пели под гармонь, плясали и веселились. В престольные праздники ездили в гости в соседние деревни – Торопки (Скрипуново), в Шапшу, Конево, Зенково, или принимали соседей у себя. А зимой молодежь собиралась в откупаемом помещении – мастерской Екима Ивановича Киселева, или гуляла по домам,  к чему жители юрт относились благосклонно. К увлечению спиртным относились строго, поэтому не было тогда массового алкоголизма, как сейчас.

     Первая мировая война, Октябрьская революция, многолетняя братоубийственная война за власть, раскулачивание, расстрелы, откровенный грабеж населения, фактически полностью разрушили всю отлаженную, устоявшуюся жизнь жителей Ахтоминских(Нялинских)юрт. В этот период во всем Самаровском районе была полностью разрушена социально-экономическая жизнь населения, волочившая полуголодное существование.        Новая власть, обещая народу светлое будущее, устроила гонения не только купцам, зажиточным крестьянам и служителям церкви, но и всем верующим людям, запрещая и уничтожая иконы. Некогда сверкающая на солнце золотым куполом, радующая людей колокольным перезвоном Ахтоминская (Нялинская) церковь, оказалась политическим противником советской власти, а потому купол и колокола сорвали, а церковь отдали под клуб, украсив ее красными знаменами и революционными лозунгами.

     В 1923 году   население обложили местной повинностью – ясак (пушной налог), через год – налог на использование рыбными угодьями. За неуплату налога  грозило - конфискация  всего имущества.  

     С образованием в ноябре 1923 года сельских советов  Ахтоминские (Нялинские)юрты  вошли в состав Зенковского сельсовета,  с сокращенным названием –  деревня Нялино.   На 1 марта 1927 года в 31дворе  проживало -169 жителей, из них один служащий, остальные — крестьяне. Основное население русские — 123 человека, остяки — 23, самоеды — 10.  По социальному положению бедняков — 90, середняков — 73, батраков —6.  В использовании  жителей находилось 110  десятин земли. Население имело в своем хозяйстве 68 дойных коров, 36 голов бычков и нетелей, 104 лошади, 14 свиней и 73 овцы. В начале 1930 года  принятое постановление ЦК ВКП(б) «О коллективизации и борьбе с кулачеством» дало толчок к репрессиям и сплошной коллективизации среди коренного населения.  Репрессировали семью Федора Васильевича Киселева. С конфискацией всего имущества, детей и внуков выселили из Нялинских юрт, и отправили в приполярный край, в город Обдорск (ныне Салехард). Федор Васильевич в январе 1930 года умер, его сына Андрея, расстреляли.  Жители юрт, не побоялись местной власти, собрали сельский сход и вынесли оправдательный приговор в пользу семьи Киселевых, где указали: «Киселёва Агния Константиновна и её семейство, дети и Фёдор и Виталий честно трудились, не растрачивая злоумышленно доставшегося им хозяйства и не только никогда не были вредны обществу, а напротив всегда полезны и желательны, причём подтверждаем, что Киселёва А.К. и дети её вполне достойны быть в рядах трудящихся по пути строительства социализма, что она и доказала, работая на учительском поприще».  (7*)           

     Но мнение местного населения никого не интересовало, перед коммунистами стояла более глобальная идея – коллективизация Самаровского района, поэтому с 1931 года, крестьян деревни Нялино, стали силой загонять в колхоз, сначала на базе конфискованного у кулаков имущества, потом отбирали коров, лошадей и имущество у средних слоев населения, уровняв оплату труда колхозников.

     Так в Нялинских юртах образовался колхоз «Красный рыбак», первым председателем которого стал Иван Тренин, его заместитель и завхоз -   Георгий Иванович Помаскин, выбран актив ревкомисси и выдвинуты основные задачи и обязанности.

   

         

          1.     Рыбозаготовка

          2.     Разведение городничества

         3.     Пушзаготовка

         4.     Посевные работы

         5.     Сохранение крупнорогатого скота и колхозного имущества

         6.     Смолозаготовка

         7.      Хозяйственные работы

        8.     Веревочка (Лошадиный обоз)

        9.     Сельхоззаготовки.

        10. Борьба с классовым врагом и его вылазками.

        11.  Премировать ударников.

           В доме купца Киселева жители деревни Нялино устроили начальную школу, днем учились дети, а вечером, в обязательном порядке взрослые шли на занятия ЛИКБЕЗ (ликвидация безграмотности). В бывшей церкви обосновался – клуб, где избачом проводились беседы и громкие читки книг,  выпускались газеты, ставились спектакли и устраивались  концерты, теперь уже  к новым утвержденным праздникам – 7 ноября, 1 мая, День рождения Ленина.                                                                                                        Самой трагичной страницей коллективизации в Самаровском районе стала ссылка крестьян (спецпереселенцев) для сельскохозяйственного освоения территории Севера. В августе 1931 года  к  берегу Нялинских юрт причалил катер, тащивший за собой переполненную людьми баржу. К барже была привязана деревянная большая лодка тоже с людьми и скарбом. Чуть, чуть не дотянув до берега, от волны катера, лодка накренилась и стала тонуть. И огласилась деревня криками и плачем жен и детей спецпереселенцев. Вещи  утонули, и многие люди остались, в чем были. Местные жители стали разбирать прибывших переселенцев  по домам, но оперуполномоченные запретили общение, с ними заявив: « Кто за кулаков, тот - подкулачник, за помощь и общение с кулаками – высылка или смертный приговор!»  Актив деревни распределил прибывших колонистов (так их теперь называли),  по квартирам, вернее баням и сараям, в дом их пускать запрещалось! Колонистам определили место проживания в тайге, подальше от Нялинских юрт. Рано утром главы семейств спецпереселенцев, отправились осматривать новое место проживания, место оказалось не пригодным для жилья, далеко от воды. Собрали сход граждан, где прибывшие попросили у местного населения разрешение строить свое поселение в трех километрах от их деревни, на берегу протоки. Юртовские дали добро, и на следующий день спецпереселенцы  начали отвоевывать у непроходимой тайги место под свое существование. Рубили из сырого леса бараки, ютились в землянках, страшно и тяжело выживали.

В 1933 году в колхозе «Красный рыбак» организовали лабораторию для изучения почвенно-климатических условий, что позволило в дальнейшем  развивать тепличное производство. Разрастался смолокуренный завод, бондарно-кадочная мастерская. Между колхозами Самаровского района началось «Стахановское движение» и соцсоревнования, где колхоз «Красный рыбак», не однажды занимал ведущие места по выполнению плана, особенно в рыбодобыче.  Рабочий - Трафим Иванович Киселев, за стахановский труд был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

В середине пятидесятых годов, после принятия новых сельскохозяйственных реформ, колхоз «Красный рыбак» деревни Нялино  был переведен в артель «Трудовик»  поселка Нялино.

С 1960-го года  в округе началось преобразование рыболовецких и сельскохозяйственных артелей в совхозы и предприятия рыбной промышленности.  С 1 октября 1961  колхоз  «Трудовик» был ликвидирован. На базе колхозов Нялино, Скрипуново, Долгое Плесо, Чучели создан Нялинский рыбоучасток из числа бывших членов рыбоартели.  Нялинский рыбоучасток поселка Нялино  стал головным предприятием поселка.                                                                                                                           Большой трудовой, жизненный  путь прошли жители деревни Нялино, совершая  военные и трудовые подвиги, пополняя Россию своими талантливыми сыновьями.                                                                                     Изучая и анализируя материалы о деятельности купцов Киселевых, понимаешь, какой огромный вклад в развитии и процветании России внес Федор Васильевич Киселев. Род Киселевых продолжил  прославлять Киселёв Валентин Андреевич - знаменитый на весь мир мастер курительных трубок. Он  жил в Санкт-Петербурге. Его знаменитые трубки  от имени государства  дарили  по поручению Брежнева Л.И. президенту США Форду, английскому премьер министру Гарольду Вильсону.   (8*)

Не менее знаменитый потомок из рода Киселевых - Киселев Леонид Екимович – ученый северовед, доктор исторических наук. Он первым из ученых народностей Обского Севера успешно защитил докторскую диссертацию. Всего им опубликовано свыше ста научных и научно-популярных работ по истории, экономике и культуре Севера, представляющих несомненную познавательную ценность для современников. Трудовые заслуги Леонида Екимовича Киселева отмечены государственными наградами СССР и РСФСР.                               Именем Киселева Леонида Екимовича  названа одна из улиц деревни Нялино, а рядом, продолжая жить, застраивается домами новая улица Нялинских юрт, почти не меняя численный состав населения. Сейчас в  деревне проживает 82 человека, из 28 домохозяйств.



Источники:   (9*)

1.       Патканов  С.К. «Остяцкая молитва». 1888 г.

2.       Струсь Владимир// Югра № 1, 2008-с.72-73

3.       Белобородов В. Киселёвы// Югра- 5- 2008- с.51-55

4.       Перевод статьи Von Uwe Engelbrecht  корреспондента  журнала «   PIPE  CLUB . Tips und Unterhaltung fu Pfeifenfreunde»  №2\1980 «Валентин Андреевич Киселёв»

5.       Струсь Владимир// Югра № 1, 2008-с.72-73

6.        Струсь Владимир// Югра № 1, 2008-с.72-73

7.         ГУТО ГА в г. Тобольске.Ф.434.Оп.3.Д.22

8.        Перевод статьи Von Uwe Engelbrecht  корреспондента  журнала «   PIPE  CLUB . Tips und Unterhaltung fu Pfeifenfreunde»  №2\1980 «Валентин Андреевич Киселёв»

9.       Швайцер А.В. «От семейной реликвии к истории рода».

 

Автор статьи Помаскина И.В.,  
библиотекарь отделения с. Нялинское  
МКУ Ханты-Мансийского района "ЦБС" 




    Яндекс.Метрика