Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
        

Цингалы


Точная дата образования посёлка пока не установлена. 

 Сколько лет Цингалам?  Есть много доказательств, что поселение является очень древним.  

        В третьем томе энциклопедии «Югория» даны такие сведения: «Цингалы – комплекс археологического памятника на левом берегу Иртыша. На окраине села на останце террасы Иртыша расположено городище, защищённое рвом и валом первой половины II тысячелетия нашей эры (обследовано Косаревым М.Ф. в 1978 г.

           В 1993 году отряд археологической экспедиции Института проблем Севера СО РАН под руководством В.А.Заха проводил охранные исследования на культовом месте у д. Цингалы. На святилище обнаружено 262 изделия. Материалы святилища находят близкие аналоги в широко датируемых средневековых комплексах угро- и тюркоязычного населения Западной Сибири. Б.Б.Овчинникова определяет двухступенчатую периотизацию сылвенской культуры: ранний период –IX XIII вв. и поздний – XIIIXV вв.   В ходе археологических работ обнаружились находки эпохи средневековья. Ученые изучили не какое-то особое поселение, а слой, непосредственно связанный с Цингалинской крепостью, существовавшей в неспокойное время XVIIIXIX веков.

          Место, выбранное для поселения, оказалось идеальным: окрестности видны на многие километры, крутые обрывы останца и Иртыш делали его неприступным для завоевателей. На заливных лугах пасли коров и лошадей. Руду, по словам профессора-историка В.А.Заха, мастера искали в болотах, варили из неё железо, ковали ножи, топоры, наконечники стрел для обороны от воинственных соседей. Для охоты использовали костяные наконечники. Все эти изделия были найдены археологами при раскопках.

      Виктор Алексеевич Зах отметил: «На сегодняшний день цингалинские находки являются самыми северными, в которых отчетливо улавливается влияние степных культур тюркского мира». Цынгалинское городище относится к памятникам сылвенского круга. Археологические изыскания недвумысленно указывают на то, что эти места были обжиты ещё девять веков назад.

     Сведения об этих фактах можно найти в средневековой хантыйской былине «Сыновья Мужчины с размашистыми руками и Тяпарской женщины». В примечаниях к былине С.К.Патканов пишет: «Город Taper vos князей Javettf kettpe cui  и Тарагской женщины находится на возвышенном мысу одинокого холма (чугаса) около нынешнихъ Цингалинских юртъ… Городище это и поныне существует». Из письменных источников книги «Очерки Югры» известно, что на территории Цингальского княжества стоял древний городок Тяпар-ваш, упоминающийся ещё в остяцких былинах. В конце XVI в. из земель Цингальского княжества была образована ясачная Цингальская волость, где князьком был Талагай.

    О средневековом остяцком городке-святилище известно также и из других литературных источников. В 70-х годах XIX века о нём писал историк И.С.Поляков: «Цингалинская гора имеет на себе следы татарского городка со рвами и служит ещё до сих пор для оставшихся около Тобольска представителей татарского племени священным местом для поклонения».  Сообщение о цингалинской горе-святилище есть в работах учёных-исследователей К.Ф.Карьялайнена и Л.Р.Шульца.

    Таким образом, на основании повествования древнехантыйского эпоса устанавливается существование в былинный период (X-XII в.в.н.э.) остяцкого городка на Ближнем Чугасе.

      Чугас – слово иртышских ханты – высокий лесистый остров посреди поймы. От южной границы округа до Ханты-Мансийска по Иртышу известно три чугаса, два из которых расположены в районе села Цингалы, а третий – Самаровский.

      Существует хантыйская легенда, записанная краеведом Каскиным Иваном Николаевичем,  о том,  как разделилась гора на Ближний и Дальный чугасы. Она о том, как два брата-богатыря  из семьи Чугасы жили на противоположных сторонах горы. Каждый управлялся со своей работой, но имели один топор на двоих и когда одному из братьев нужен был топор, он кричал другому, и топор перебрасывался к нему через гору. Шло время, братья стали стареть, терять силу, и, однажды один из них не смог добросить топор, упал он посередине горы лезвием вниз и разрушил чугас на два.

   Есть и другая легенда по версии известного этнографа Галины Пелих, и связывает она разделение одной горы на две с гневом Речного старика, а с ним и самой природы против вороватого народа, пришедшего на эти земли по воде – цинганы.

     Галина Ивановна Пелих объясняет в своей статье и происхождение названия села. Цинганы ещё несколько веков до Ермака основали село Цингалы, что и ныне стоит на берегу Иртыша. Расселение цынган показывают топонимические материалы А.М.Малолетко.

      В «Описании Сибирского царства» академик историк Г.Ф.Миллер пишет «…а именно не в дальнем рассмотрении, выше остяцких Цингалинских юрт на западном берегу Иртыша большая высокая гора находится. Остяки мне повествовали, что сия гора в древние времена им от неприятельских нападений служила убежищем».

    Из статьи географа Т.Шевелевой: «Известные сведения из «Повести временных лет» преподобного Нестора-летописца, датируемые 1096 годом, позволяют утверждать, по сказанию Гюраты Роговича, что в 1092 году новгородцы ходили в Югру.  То есть в XI веке за Камень, Каменный пояс        ( так именуются в летописях Уральские горы) ходили охочие русские люди» Даже поверхностный анализ исторических сведений устраняет сомнения в том, что с незапамятных времен это этническое поселение существовало.

      Так, ссылаясь на научно-литературные источники, можно привести множество примеров в доказательство того, что поселение под названием Цингалы имеет древние корни.  

      Материалы Российского государственного архива древних актов сообщают нам о том, что село Цингалы имело на протяжении своего существования разные названия: волость Цингалинская (Цынгалинская), волость Цинга (Цынга), деревня Цынгалинская, юрты Цингалинские (Цынгалинские).

    До революции жизнь села не отличалась от жизни десятков других сёл и деревень. Ловили рыбу, добывали зверя, торговали, пахали и сеяли. Ещё в начале прошлого века в окрестностях посёлка искали нефть. В окружном архиве хранятся свидетельства очевидцев: «В половине июля 1912 года приезжали из Омска Пуртов Спиридон Николаевич и с ним два человека. В урочище Перевесный сор, около 6 километров от деревни Цингалы, нашли ключ, из которого вытекает масляничная вода цветом похожая на нефть. Они взяли её и отправили в Тобольск или в Омск. Недели через три приехали инженеры, человек восемь. Инженеры привезли на пароходе трубы, всевозможные буровые приспособления и приступили к работе. Бурение было произведено на 33 аршина, работа у них была закончена примерно в конце сентября. Работу хотели продолжить в следующем году». Но потом началась одна война, затем другая.

        Из рукописной книги местного краеведа Каскина Ивана Николаевича, много лет собиравшего архивные данные по истории села, можно проследить пути становления поселения до наших дней.

        Большую роль в жизни села сыграл политический ссыльный большевик Лосев Борис Анатольевич. В августе 1920 года в селе была организована комсомольская ячейка из 15 человек. А 15 ноября 1920 года впервые в Цингалах организовалась партийная ячейка. Организатором был член РКП(б) Демьянского райкома Поспелов Иван Андреевич ( житель д.Филинска).

       В первые годы Советской власти местность относилась к Тобольскому округу Уральской области Филинской волости, позднее к Омской области, Ханты-Мансийского национального округа Самаровского района Филинского сельского Совета. В 1948 году по настоянию председателя сельского Совета Пелымского Василия Ивановича исполком совета решил перенести совет из Горно-Филинска в Цингалы. Совет стал называться Цингалинским.

     В 1904 году в селе появилась инородческая школа, трёхклассная, церковно-приходская. С 1926 года школа стала четырёхклассной, двухкомплектной. С 1928 года школа становится семилетней. Первым директором был Магрычев Иван Степанович. С 1952 года на базе семилетней организуется средняя школа.

    В 1911 году Лосев Николай Анатольевич организовал потребительскую кооперацию. Это было одно из первых на Севере потребительское общество, созданное на народные средства. Члены-пайщики вносили вступительные взносы – семь рублей годовых. Паи платили, кто чем мог: деньгами, ягодами, рыбой, пушниной. После установления Советской власти было организовано Цингалинское интегральное товарищество, которое заключало договора с Тобольским Северо-Союзом на поставку муки, кондитерских изделий, рыболовецких снастей, охотничьих припасов в обмен на рыбу, пушнину, дикоросы.

    До 1929 года жители села работали в своих личных хозяйствах. Коммунисты Курбатов Яков Семёнович и Спасенников Денис Дмитриевич организовали трудовую рыбацкую артель, улов сдавали в Интегралсоюз. В начале 1930 года на базе рыбартели образовалась сельскохозяйственная коммуна, которая позднее была реорганизована в колхоз «Путь к социализму». Первыми председателями были Курбатов Яков Семёнович и Бардин Семён Маркелович. Доход колхоза составлял 32000 рублей. Посевная площадь – 21,5 га. На ферме насчитывалось крупного рогатого скота 73 головы.

   С 1951 по 1954 года происходит укрупнение колхоза за счёт присоединения  Черемуховского, Семейского, Слушкинского, Чембакчинского, Филинского колхозов. Колхоз стал называться «Путь к коммунизму», председателем был Третьяков Иван Константинович. В колхозе трудилось 313 человек. Посевная площадь составляла 612 га. Основной профиль работы был: мясомолочное направление, звероводство, рыболовство, овощеводство. 5 мая 1966 года на базе колхоза был создан совхоз «Цингалинский». Первым председателем был Мельников Павел Яковлевич.

      Медицинский пункт в Цингалах образовался в 1926 году. Первые фельдшера – Теренькин и Тоболкин. В 1941 году открыт фельдшерско-акушерский пункт, заведующей была Захарова Антонина Ивановна. В 1951 году образовался врачебный участок со стационаром на 5 коек. Затем было построено новое вместительное здание больницы. Заведующей работала Косточко Тамара Александровна. В 1969 году больницу закрыли, остался медицинский пункт.

       В первые годы советской власти стали создаваться очаги культуры. В Цингалах народный дом был создан в 1922 году первыми комсомольцами и коммунистами. Первым избачом был Вяткин Александр. В 1928 году в Народном доме появился первый детекторный приёмник. В 1960 году был построен клуб, заведующим был Никуров Константин Георгиевич.

     В 30-х годах в селе появилась кинопередвижка с немым кино. Позднее  появляется звуковая кинопередвижка. Она обслуживала все населённые пункты совета. В новом клубе появилась стационарная аппаратура. Киномехаником работал Тетерин Константин Глебович. В 1970 году в селе стали показывать широкоэкранное кино.

      Первое упоминание в окружном архиве о цингалинской избе-читальне датируется 1931 годом. Книг почти нет, работа не ведётся. С 1947 по 1952 в архивах не найдено упоминаний о работе избы-читальни в Цингалах. Первый профессиональный библиотекарь, Овсянникова Александра Никифоровна, появился в 1952 году. С этого дня работа библиотеки не прекращалась.

     В 1959 году из Нижней Тавды был переведёт лесоучасток. В селе заработал цех по переработке древесины.

      90 годы – годы перестройки. Начался новый этап в развитии села. В эти нелёгкие годы сельский Совет возглавлял Пуртов Владимир Алексеевич.

    В 1992  году совхоз «Цингалинский» был реорганизован в АО «Иртыш –ЦС» и в 2000 году прекратил свое существование.

      Леспромхоз был реорганизован в отделение ОАО «Хантымансийсклес», а в 2007 году – закрыт.

     В 1994 году владельцы родовых угодий братья Шатины организовали национальную общину «Колмодай».

     Новое здание амбулатории построено в 1992 году.

     В 2003 году построен новый мост через реку Летняя.

    В 2006 году был сдан в эксплуатацию новый комплекс школа-интернат-детский сад.

     В 2008 году поселок газифицировали.

     В последние годы в посёлке построено много жилых домов. Активно развивается индивидуальное предпринимательство.

     В 2000 годах возле села появилась изыскательная экспедиция. В 2015 году компания «Конда-нефть» начала разработку нефтяных месторождений.

   Ежегодно, начиная с 2003 года, в поселении широко празднуется «День села». В этот день награждают лучших тружеников, чествуют многодетные семьи, благодарят ветеранов труда. Лучшему из лучших вручается Диплом и лента «Почетный житель села Цингалы».

  На первое января 2018 года в поселение зарегистрировано 740 человек.


Информацию предоставила библиотекарь отделения с. Цингалы 
МКУ Ханты - Мансийского района "ЦБС"
Медведева Вера Эдуардовна 

    Яндекс.Метрика